В 2012 году было проведено трёхлетнее исследование, в ходе которого ученые сравнили жанровые предпочтения 466 участников с их типами личности по пятифакторной модели: открытость новому опыту (интеллект), добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм.
Выяснилось, что открытые для новых ощущений – то есть, согласно пятифакторной модели, интеллектуальные игроки предпочитали игры с элементом исследования (приключенческие игры и квесты). Добросовестные игроки предпочиталиспортивные симуляторы и гонки, а экстраверты – командные или казуальные игры.
В другом исследовании учёные разделили всех игроков на четыре группы, в зависимости от разных стилей обучения, которые выделили британские психологи Алан Мамфорд и Питер Хани. По мнению исследователей, именно принадлежность к одному из стилей – прагматик, мыслитель, теоретик и деятель – влияет на выбор человеком жанра, а также того, чему он сможет научиться у выбранной им игры.
К примеру, «активисты» (открытые новому опыту энтузиасты), вероятнее всего, предпочтут экшн и РПГ.
«Мыслители» (предпочитают собирать максимум информации и анализировать ее) – адвенчуры и симуляторы. «Теоретики» (предпочитают систематизировать информацию в стройные системы) – симуляторы и стратегии. А «прагматики» (предпочитают учиться на практике и проверять теории опытом) – пазлы, «песочницы» и детективы.
Предположим, вы сделали выбор, игра началась. Что же она даст вам, кроме удовольствия? «Лаба» разбирает три жанра, о которых исследователи отзываются наиболее лестно.
1. Стратегии
Стратегия – один из жанров, который способен развить сразу несколько важных скилов:
- Логическое мышление
- Организаторские навыки
- Тайм-менеджмент
- Скорость принятия решений
- Стрессоустойчивость
В исследованиях в качестве наиболее ценного инструмента тренировки когнитивных навыков приводятся RTS – Real Time Strategy (стратегии в реальном времени), когда все игроки действут одновременно, а не по очереди. Например, Starcraft 2 (ну или просто Starcraft для любителей ретро-ностальгии).
Почему играть в RTS так полезно? Игроку приходится оперировать большими потоками информации в сжатые сроки, выстраивать приоритеты и реагировать на неожиданно возникающие обстоятельства.
В результате, чтобы продемонстрировать высокий уровень игры, человеку приходится использовать целый ряд навыков, которые необходимы в реальной жизни.
Например, по данным этого исследования, у подростков и студентов, которые регулярно играли в стратегические игры, результаты в тестах на внимательность были лучше их сверстников – как и скорость реакции.
Более того, авторы исследования отметили: студенты-геймеры зачастую преуспевали в учёбе благодаря нелегким урокам изнурительных электронных битв. Маленький стратег в их голове каждый раз говорит им: «Сначала собери информацию и проанализируй ситуацию, а потом приступай к решению проблемы». Стратег не врет: недаром же он крошил тысячи обозленных слизистых врагов в капусту! Как оказалось, его советы полезны и в университетской аудитории.
2. Ролевые игры
В то время как в СМИ ролевые игры (РПГ) уже давно стали козлом отпущения из-за инцидентов с подростковыми суицидами и зависимостью от игр, среди учёных РПГ зарекомендовали себя как отличный инструмент саморазвития. И прежде всего благодаря тому, что подобные игры, как правило, многопользовательские. А значит, подразумевают постоянное взаимодействие между игроками. В итоге «ролевики» расчехляют следующие навыки:
- Коммуникабельность
- Вынесение качественного суждения и принятие решений
- Организаторские качества
- Координация действий с другими людьми
Общество привыкло воспринимать увлеченных MMORPG (многопользовательские онлайн-РПГ) людей как социально неадаптированных «ноулайферов». Однако исследования показывают, что игроки демонстрируют более развитые коммуникативные, организаторские и лидерские качества. В целом игры, где нужно решать коллективные стратегические задачи, положительно влияют на самооценку и академическую успеваемость.
Это американское исследование, кстати, пришло к еще одному любопытному выводу. Среди подростков (12-17 лет) мальчики-геймеры чаще использовали продвинутые стратегические решения во время игр, а девочки-геймеры – получали более высокие баллы в школе
Все эти навыки развиваются из-за того, что игрокам для успешного выполнения задач необходимо образовывать команду, распределять роли, а затем эффективно взаимодействовать друг с другом.
В работе от 2008 года была обнаружена прямая связь между игрой в World of Warcraft и «системным мышлением». Учёные установили: игроки, которые много времени проводят в виртуальном мире, обладают «научным взглядом на мир» и отлично адаптированы к социуму. 86% диалогов, которые ведут игроки в этой онлайн-РПГ, нацелены на создание полезного «общественного знания» (то есть на переговоры с игроками, придумывание полезных игровых стратегий и торговлю виртуальными товарами) а не, скажем, на издевательства и нецензурную брань.
Кстати, сами игроки в опросах чаще всего указывали на MMORPG как жанр, который тренирует максимальное количество различных навыков.
3. Аркады
Жанр аркадных видеоигр включает в себя огромное количество жанров помельче. В целом, в соответствии с классическим определением, это игры с короткими сессиями и интенсивным игровым процессом. Сюда можно отнести значительную часть всех мобильных игр, а также мастодонтов жанра вроде PacMan.
Благодаря массовости и популярности подобных игр учёные часто использовали их как объект для изучения. Чему, по их мнению, может научить нас старый добрый желтый кружок, пожирающий точечки?
- Скорость мышления
- Принятие решения в (самые) кратчайшие сроки
- Пространственное восприятие (так называемое spatial scanning)
- Тайм-менеджмент
- Целеустремлённость
Исследования показывают: даже самые простые аркадные игры активизируют ряд важных навыков вроде кратковременной памяти, логического мышления и воображения. Фокус-группы игроков, которые регулярно играли в аркадные игры, продемонстрировали более высокие результаты в тестах, где нужно применять упомянутые навыки.
Испанская команда исследователей опубликовала работу, посвященную тому, как видеоигры развивают так называемые soft skills. Под «мягкими навыками» подразумеваются те самые «надпрофессиональные» навыки для работы в команде вроде эмоционального интеллекта, дисциплины, эмпатии, способности решать проблемы и так далее.
В ходе исследования тестовой группы добровольцев учёные заставляли их играть в Flappy Bird, PacMan и Tetris, пытаясь понять, как игра влияет на развитие гибких навыков. Как оказалось, связь прямая. Игравшие в игры люди более трезво оценивали риски, когда занимались реальными проблемами – например, принимали финансовые решения.
А вот моя бабушка говорит, что учиться – это работа, а игры – это фигня какая-то!
В качестве резюме и ответа скептикам, которые скажут, что развлечение не может приносить пользу и любое достижение – это тяжелый труд, можно привести цитату из работы американского писателя и учёного Марка Пренски «Computer games and learning: Digital game-based learning»:
«Можно ли учиться, развлекаясь? Некоторые полагают, что нет. Алан Патрик Герберт (американский писатель. – «Лаба») сказал: «Люди не должны делать что-то ради забавы. Мы здесь не для того, чтобы развлекаться». Клифорд Столл (американский астроном и писатель. – «Лаба») заявил: «Я могу показаться старомодным, но обучение – это тяжелый труд».
Профессор Йеля Дэвид Гелертнер назвал образование «тяжелейшей работой нашей жизни». Цифровое обучение в игровой форме не пытается с этим спорить.
Никто не говорит, что обучение может происходить без того, чтобы вкладывать в процесс энергию и усилия. Разница в слове «работа». Если вам приятно её выполнять, то она не воспринимается как тяжкий труд.