Найти тему
Иван Коновалов

Экспедиция Генри Крэбба в Мексику – история наивности и предательства

Оглавление

Родившемуся в штате Теннесси в семье с хорошим достатком Генри Крэббу предопределялся традиционный путь — стать священником или адвокатом. Он выбрал последний, но «золотая лихорадка» в Калифорнии заставила его сорваться с места. Но в Калифорнии он занялся вовсе не золотодобычей, он решил заняться политикой. Он женился на девушке из испанской семьи Аинса — очень влиятельной и в американской Калифорнии, и в мексиканской Соноре.

Генри Крэбб. Источник: https://bajadock.wordpress.com/2016/06/06/plot-to-annex-baja-california/
Генри Крэбб. Источник: https://bajadock.wordpress.com/2016/06/06/plot-to-annex-baja-california/

Мексиканские либералы и консерваторы

Это дало Крэббу серьезные политические связи по обе стороны американо-мексиканской границы. Сейчас трудно оценить, женился ли он из политической выгоды, или выбрал политику уже после выгодной женитьбы. В любом случае, Крэбб стал сенатором штата Калифорния от партии вигов. Его амбиции росли, но его попытка в 1856 году попасть в Сенат Соединенных Штатов от националистической Американской партии (более известной как партия «Ничего не знаю») закончилась провалом.

Для реализации его политических амбиций нужен был новый проект. И самый очевидный лежал на поверхности — Мексика! Попытаться сделать то, что не удалось другим американским и французским авантюристам, при наличии нужных связей — дело могло выгореть!

Крэбб был хорошо осведомлен о ситуации в приграничном мексиканском штате Сонора, где вели бескомпромиссную борьбу либералы и консерваторы, возглавляемые, соответственно, доном Игнасио Пескьерой и доном Мануэлем Марией Гандарой. Эти двое хотели стать губернатором штата Сонора. Одновременно их войска, как обычно, бились с индейцами апачи.

В июне 1855 года Генри Крэбб со своим шурином Августином Аинса посетил Сонору, где встретился с несколькими влиятельными бизнесменами, поддерживающими либерала Пескьеру. Они предложили Крэббу собрать отряд и поддержать их ставленника. Посредником в переговорах была и мексиканская жена Генри Крэбба.

Летом 1856 года в Соноре консерваторы Гандары начали широкую информационную кампанию против Пескьеры, обвинив его в привлечении на свою сторону американских наемников. Но это не принесло им, как ни странно, поддержки местных жителей, которые в целом хоть и ненавидели гринго, но предпочитали заниматься своими делами, пока дело не дойдет до настоящего вторжения. К тому же консерваторы стремительно теряли популярность и проигрывали сражение за сражением по всей Мексике. Тем не менее сигнал был тревожным для Крэбба, который не придал этому значения.

Экспедиция

Крэбб назвал свою экспедицию «Гадсденская компания по колонизации». Согласно договору, он должен был завербовать тысячу человек. Стольких желающих найти не удалось.

22 января 1857 года Генри Крэбб и 55 наемников отправились из Сан-Франциско на борту корабля «Си Берд» в Сан-Педро (Калифорния). Там к нему присоединились еще 140 бойцов. По пути в Форт Юма (Аризона) треть воинства Крэбба дезертировала. Надо сказать, что Крэбб постоянно снабжал калифорнийские газеты информацией о ходе своей экспедиции. Он был чрезвычайно тщеславен. Пресса же Мехико распространяла о Крэббе и его людях самые невероятные слухи. Посол США в Мексике Джон Форсайт предупреждал американское правительство, что ситуация накаляется и для флибустьеров все может закончиться трагически. Он также утверждал, что мексиканское правительство прекрасно осведомлено о планах и действиях Крэбба.

Вступив на мексиканскую территорию, отряд Крэбба двинулся через долину реки Гила, а затем вдоль границы к городу Сонойта. Он послал письмо префекту города Алтар Хосе Марии Редондо, где указал, что его экспедиция по колонизации имеет абсолютно легальные основания и что она проследует вглубь мексиканской территории. Он не хотел войны. Но ее было не избежать. Редондо не ответил. А когда Крэбб и девять бойцов вошли в Сонойту, чтобы купить еды, они были изгнаны местными ополченцами. Комендант Гуайамаса генерал Луис Норьега двинул свои войска навстречу гринго, перед маршем выступив с речью с требованием никому из них не давать пощады. В довершение ко всему дон Игнасио Пескьера выпустил прокламацию, призывающую всех жителей Соноры объединиться в борьбе против «орды пиратов без страны, религии и чести».

Предательство

Вероломство среди мексиканских политиков и генералов в те годы было весьма типичным явлением. Дон Пескьера беззастенчиво предал Генри Крэбба. Пескьеру резко критиковали собственные сторонники за то, что он обратился за помощью к гринго. К тому же либералам удалось выбить консерваторов из Соноры к этому времени и помощь американцев уже была не нужна. Крэбб, может быть, не знал о действиях Пескьеры, а скорее всего не предал этой информации значения, и, чтобы ускорить движение отряда, приказал оставить фургоны с большей частью боеприпасов и провизии под охраной 20 человек. С ним двинулись дальше 69 наемников. Наивный наемник, он спешил навстречу собственной смерти.

Его отряд вышел к месту встречи с людьми Пескьеры — городку Алтар — 1 апреля 1857 года. В районе деревушки Каборка нестройную колонну наемников атаковали местные ополченцы. Американцы были захвачены врасплох, но быстро пришли в себя и отбили атаку, уничтожив несколько нападавших. После короткой передышки Крэбб приказал атаковать Каборку. Отчаянный бой шел за каждый дом. Пять наемников было убито, пятнадцать ранено. Потери мексиканцев были намного выше, но они отказывались сдаваться. Оставшиеся в живых забаррикадировались в церкви на центральной площади деревни. Крэбб послал бойцов с бочкой динамита взорвать массивные церковные двери. Но они попали под шквальный огонь осажденных. Еще пять наемников было убито. Динамит все же взорвался, но двери устояли. Шесть дней противники осыпали друг друга свинцом и не двигались с места. Крэбб упустил инициативу.

Мексиканцы атакуют. Позиция отряда Крэбба. Источник: https://www.revolvy.com/page/Crabb-massacre
Мексиканцы атакуют. Позиция отряда Крэбба. Источник: https://www.revolvy.com/page/Crabb-massacre

6 апреля деревню окружило полуторатысячное мексиканское войско — ополченцы и индейцы племени папаго (тохоно-оодхам) под командованием команданте Хиларио Габилондо. Теперь наемники оказались в роли осажденных. Их цитаделью стало большое здание с тростниковой крышей, что сыграло роковую роль в их судьбе. Индейцам удалось зажечь крышу с помощью горящих стрел. Чтобы эвакуировать здание, Крэбб решил взорвать динамитом одну из стен. При взрыве несколько человек были ранены, стена же была разрушена лишь частично.

Осознав, наконец, что вырваться не удастся, Крэбб решил обсудить с Габилондо условия сдачи. Мексиканский командир пообещал, что со сдавшимися будут обращаться как военнопленными, они получат еду и медицинскую помощь. Наемники сдались. По одним данным, потери мексиканцев в этом сражении — 35 убитых и 18 раненых, флибустьеров — 25 убитых и раненых. По другим, мексиканцы и индейцы папаго потеряли убитыми 200 человек из 1,5 тысяч.

Но Габилондо обманул Крэбба, не дал никакой еды, воды и медицинской помощи. Флибустьеров согнали, как скот, в корраль на окраине деревни и продержали там всю ночь. Пескьера, желая скрыть следы своего предательства, отдал Габилондо твердый приказ — оставшихся в живых расстрелять. Утром 7 апреля их вывели и расстреляли рядом с местным кладбищем партиями по пять человек — всего 59 бойцов. Тела оставили без погребения, их клевали птицы и ели свиньи. В живых оставили только подростка по имени Эдвард Эванс, которого Габилондо воспитал как сына. Впоследствии Эванс стал мексиканским таможенным инспектором.

Генри Крэбба поставили перед расстрельным взводом на центральной площади, перед этим позволив написать письмо домой. Когда все было кончено, мексиканский солдат саблей отрубил Крэббу голову, которую законсервировали в кувшине с мескалем.

Убить всех гринго!

Габилондо продолжал преследовать людей Крэбба. 17 апреля он разослал патрули, один из них ушел через границу в Аризону, где в магазине Данбара нашел и уничтожил группу из пяти бойцов Крэбба, находившихся на излечении. Один был убит в бою, четырех казнили. Оставленная Крэббом группа из 20 человек под командованием майора Вуда и капитана Ари была блокирована в 15 милях от Каборки. Капитан Хосе Морено предложил им почетную сдачу. Но американцы уже знали о печальной судьбе своего лидера и пошли в отчаянную атаку. Четверым удалось прорваться и уйти на американскую территорию, 16 были захвачены и тут же расстреляны.

Каборка. Место битвы мексиканцев и американцев Крэбба. Источник: https://www.lhistoria.com/mexico/batalla-de-caborca
Каборка. Место битвы мексиканцев и американцев Крэбба. Источник: https://www.lhistoria.com/mexico/batalla-de-caborca

Вскоре после гибели Крэбба американский посол в Мексике Джон Форсайт написал президенту США Джеймсу Бьюкенену: «Вы хотите Сонору? Американская кровь, пролитая близ ее границ, оправдает в ваших глазах ее захват». 30 мая 1857 года Форсайт заявил секретарю министерства иностранных дел Мексики дону Антонио де ла Фуэнте, что казнь Крэбба и его людей была «абсолютным убийством», что они были невинными эмигрантами, у которых были родственники в Мексике.

Но позиция мексиканского правительства была неизменной — эти люди нарушили границу, нарушили закон и понесли за это справедливое наказание. Никаких извинений от Мехико не последовало. Очевидно, что столь жестокая расправа, учиненная над отрядом Крэбба, имела только одну цель — еще раз показать американскому обществу, что любые подобные экспедиции в Мексику будут иметь фатальный исход.