Найти в Дзене
Kseniia — life coach

Пять причин почему ты не развиваешься

В 1969 году ученый Висконсинского университета Майкл Мерзеник провел эксперимент на приматах, который показал, что мозг взрослой особи способен оптимизировать нейронные сети после нанесенной ему травмы. Доказательства нейропластичности стали неожиданностью даже для Мерзеника. До этого момента мозг взрослого человека считался непластичным, с фиксированными нейронными сетями. Наука полагала, что то, как мы запрограммируем себя в детстве, останется с нами на всю жизнь.

Вы никогда не задумывались о взрослении? Человек, другие млекопитающие и птицы рождаются без навыков выживания. Младенец не умеет есть, разговаривать, сидеть, ходить, не распознает эмоций людей. Он как мяч, забитый в дополнительное время, когда твоя команда проигрывает с разрывом в 10 голов: приятно, но совершенно бесполезно.

Но почему так устроено? Почему бы не рождаться с готовым набором навыков? Мальки рыб, например, вылупляются из икринок и свободно передвигаются, находят себе пищу. Маленьких черепашат тоже бросают на произвол судьбы, те выбираются из скорлупы и сами ползут к воде, чтобы найти еду и спрятаться от хищников. Молодое растение, распуская первый листочек, начинает преобразовывать энергию света и превращать углекислый газ в органические вещества.

Но у людей не так. Если бы человек был растением, он бы понятия не имел, как впитывать полезные минералы из почвы, и у него ушло бы лет десять на то, чтобы научиться делать органические вещества и кислород. А потом он бы придумал соревноваться с соседями, кто делает кислород быстрее и гуще, и уничтожил бы все живое в радиусе 15 метров.

Этап взросления человека — самый длинный и сложный среди других биологических видов. И, если быть честными, у детей нет объективной необходимости развиваться. Их кормят, моют, выносят погулять, развлекают погремушками, сказками, колыбельными. Базовые потребности удовлетворены. Никто не стоит над ними с хлыстом, командуя: учись ходить! Откуда тогда в детях желание делать все самостоятельно?

Другой момент: мы усиленно развиваемся и учимся первые 20 лет жизни, а потом останавливаемся. Даже не так, мы разучиваем новый навык до того уровня, который считаем приемлемым, и после не улучшаем его. Как в детстве, когда мы научились сносно читать, ментально поставили галочку напротив пункта "я умею читать" и пошли дальше, не задумываясь дважды о том, чтобы увеличить скорость и коэффициент усваивания. И ко взрослому возрасту мы вроде как не горим желанием совершенствоваться. Как будто кто-то щелкнул выключателем.

— Ты хочешь развиваться, мозг Джо?

— Да, конечно… Ой, смотри, пирожочки!

Куда девается страсть к совершенствованию? Не странно ли это? Неосознанные младенцы тянутся к развитию и за короткое время осваивают сумасшедшие объемы, а сознательные взрослые могут топтаться на месте десятилетиями.

Это была информация к размышлению, а теперь перейдем к истории.

В 1947-49 годах в пещерах Кумрана в Иордане было найдено около 1000 манускриптов. Их назвали Кумранские рукописи или свитки Мертвого моря. Они содержат ветхий завет и другие религиозные тексты на нескольких языках и датированы начиная с 408 года до н.э.

Часть свитков заинтересовала ученых тем, что хорошо сохранилась. Это заставило их задуматься, что за технология уберегла свитки на протяжении 2000 лет. Забавный момент, доказывающий, что научный прогресс не гарантирует более качественного решения задачи. Человек временами превращается в заносчивого ублюдка, потому что гаджеты сильно расширили его возможности. Он привык оглядываться на прошлое со снисхождением, как будто предыдущие поколения были недостаточно развитыми.

Сделаем это причиной номер 1. Это не топ, и причины идут в произвольном порядке. Так что причина номер 1: ты считаешь, что тебе лучше знать.

У меня нет домашних животных, но когда наблюдаю за собаками и вижу, как те приходят в восторг от брошенного мячика или проехавшего мимо велосипеда, мне кажется, они познали суть бытия куда глубже человека. Все, к чему стремится человек, сводится к одному — быть счастливым. И как часто он в этом преуспевает? Примерно так же часто, как Почта России доставляет письмо вовремя.

Человек склонен смотреть свысока на природу, животных, детей, людей ниже по званию или социальному статусу, людей других рас. Кажется, IQ тесты испортили нас окончательно. Мы думаем об интеллекте, как о чем-то измеримом, как будто, имея IQ в 120 мы ничему не можем научиться у человека с IQ в 80. Интеллект не ограничивает себя способностью решать логические задачи, для него даже не обязательно иметь мозг. Он присутствует во всем: в растениях, воде, животных. Все в мире — твой учитель. Ничто не существует на планете случайно, во всем — умные связи и причины. Пятилетний ребенок многому научит, если мы не будем пропускать его слова мимо ушей. Дерево в лесу преподаст урок, если понаблюдать за ним внимательно.

Часть изобретений сделана с помощью наблюдений за природными процессами. Моя любимая история — о липучке. Швейцарец Жорж де Местраль гулял по предгорьям Альп и насобирал на штаны репейники. Его любопытства хватило на то, чтобы донести их до дома и изучить под микроскопом. На репейниках он обнаружил мелкие крючочки, которые цеплялись за ткань. Ему понравился принцип их работы, и он подумал, что неплохо бы было иметь такую застежку. И так человечество получило застежку-липучку.

Вернемся к истории и разберемся, как были обнаружены свитки Мертвого моря. В 1947 году три бедуина искали вблизи пещер Кумрана овечку. Их блуждания завели их в одну из пещер, где обнаружились глиняные кувшины со свитками. Бедуины взяли несколько штук, принесли в поселение, и там коллективным разумом было решено сбыть их знакомому торговцу. Тот не разобрался, что это за свитки, забраковал как мусор и брать не стал. Бедуинам пришлось постараться, чтобы найти покупателя. Никто так и не понял, что это за рукописи и какую ценность представляют, и в конечном счете их сбыли за три сотни долларов.

Из этой санта-барбары вычленим причину номер 2: твоя голова забита базовыми потребностями.

Возьмем пирамиду Маслоу: базовые потребности лежат в основании, разбавленные скелетами неудачливых строителей. Это еда, кров, секс, безопасность. Почти невозможно добраться до потребностей в познании и самоактуализации, пока не закрыл базу. Но человек часто запутывает сам себя, компенсирует одну потребность переизбытком в другом месте. Как, например, отсутствие самоуважения и любви компенсируется перееданием или зависимостью от наркотических веществ. Вместо того, чтобы искать способы закрыть потребности, мы избегаем проблему, пока она нас не разрушает. В итоге, мы не только не развиваемся, а деградируем.

Хорошая новость в том, что если у нас есть такая разрушительная привычка, она работает как яркий индикатор проблемы. Остается только задать себе вопрос: «Чего я избегаю, когда каждый вечер убиваю на шитье косплейного костюма бобра Норберта из Angry Beavers? Решением какой проблемы не занимаюсь?»

Одолеть вредную привычку не сложно, если подойти к этому системно. Сначала нужно понять, зачем ее преодолевать. Среди русскоязычных коучей есть ироничное понятие «синдром английского языка». Это когда человек пытается выучить английский язык, но не знает, зачем ему это. Он учит его годами, десятилетиями, и так и не делает прогресса, потому что у него нет четкой цели.

Второй полезный вопрос: Почему мне это важно? Заимейте цель, которая вас вдохновляет, и дурные привычки отвалятся сами. Придумывание для себя смысла жизни исцелит не только от плохих привычек, но и от болезней. В Америке работает центр, куда берут больных со смертельным диагнозом и помогают им найти свое призвание. Люди загораются новым смыслом в жизни и часто выздоравливают.

Причина номер 3: ты не размышляешь над вещами. Она также известна как: ты принимаешь вещи, как данность.

Примером может стать хотя бы эта горстка фактов о Кумранских рукописях. На входе была информация о том, что часть из них хорошо сохранилась, и что несколько свитков нашли и продали местные бедуины. Но этого хватило, чтобы сделать 2 вывода, которые способны изменить нашу текущую парадигму, а затем и изменить наше поведение.

Есть секрет, как научиться чему-то. Это очевидная вещь, но главную трудность для людей представляют очевидные вещи. Секрет в том, что человек ничему не научится, если ему просто сказать информацию или дать прочитать. И также он ничему не научится, если проработать с ним это на практике. Единственный процесс, когда мы чему-то учимся, когда в мозгу образуются новые нейронные связи, это когда мы припоминаем полученную информацию или опыт и размышляем над ними, делаем собственные выводы.

Вывод – это суждение, которое расширит наше представление о действительности и скорректирует мировоззрение. А мировоззрение задает поведение.

Чем чаще делаются выводы, тем завершеннее картина мира, тем достовернее информация, на основе которой принимаются решения. Для того, чтобы учиться, не обязательно читать книги и слушать учителя, хватит и того, что мы наблюдаем за миром и анализируем. Это нам подтвердит Леонардо да Винчи. Да Винчи не получил официального образования, не умел читать по-латыни, на которой в то время писались научные тексты, но с детства с увлечением наблюдал за природой. Работы Леонардо затронули большой диапазон областей науки и в каких-то случаях опередили свое время на 2 века, а то и больше.

В детстве у нас с сестрой был игрушечный кен по имени Брайан. Выглядел он достаточно круто и очень нам нравился. Если у вас были барби, вы знаете, что для того чтобы снять или надеть одежду, нужно оторвать им голову. Наверное, что-то это говорит о фэшн индустрии. Однажды мы с сестрой раздевали Брайана на балконе 3-го этажа и не учли инерцию. Голова вылетела из наших рук и улетела за балкон. Поисковая операция в дебрях кустов боярышника оказалась провальной. Но по-видимому торс Брайана был слишком хорош, чтобы отметать его за неимением головы, и Брайан-без-головы у нас прижился. Помню, мы играли с ним несколько лет и очень привыкли к его виду. Как будто так и должно быть. Мне даже казалось, что без головы ему лучше, с головой он бы смотрелся непривычно.

Люди настолько отучиваются делать выводы самостоятельно, что процесс думания кажется странным и неестественным. Бернард Шоу как-то написал: "Мало кто мыслит больше, чем раз или два в год; я стал всемирно известен благодаря тому, что мыслю раз или два раза в неделю".

Перейдем к причине номер 4: ты не готов идти на жертвы.

Помните рассказчика Джо из «Бойцовского клуба» Чака Паланика? Он создал для себя альтернативную личность, Тайлера Дердена. Это его рывок к развитию, его духовный рост над бессмысленной материальной реальностью современной Америки. Но его собственная личность настолько вросла в него, что он не смог измениться. Тогда родилась вторая личность, которой пришлось уживаться со старой версией, и в результате они не поделили песочницу.

Это иллюстрация страхов человека, который стоит на пороге изменений. Как Джо, мы ведем спокойную налаженную жизнь, работаем, копим материальные блага. Как Джо, мы понимаем, что такая жизнь пуста и лишена смысла. Мы могли бы начать путешествие в поисках смысла, но куда оно приведет? Вдруг нам не понравится это место? Вдруг путешествие изменит нас до неузнаваемости? Что, если кто-то отпинает нас в проулке? Что, если мы отпинаем кого-то в проулке? Что, если проулок окажется пространственно-временной петлей, в которой мы будем снова и снова переживать постапокалиптическую реальность в компании помойных крыс и заплесневелого тоста с лицом Иисуса?

Дело не в том, что наша жизнь слишком комфортна. Она может не быть таковой, но мы все равно держимся за нее, потому что это знакомая территория. Мы знаем Джо, он нормальный парень. А вот кто такой Тайлер? Он классный с виду, куда популярнее нашего Джо, но что у него на уме? Можно ли ему доверять? И как мы расстанемся с Джо, ведь мы привязались к нему за столько лет.

Обучение всегда влечет смену характера. Когда сделан вывод о полученной информации, меняется мировоззрение, а мировоззрение определяет поведение. Развивающийся человек не статичен, его суждения и поступки меняются, эволюционируют, он по-другому ощущает себя в мире, его жизнь подстраивается под новое мировоззрение. Едва заметно, крошечными шагами развивающийся человек перестает быть собой сегодняшним и становится собой завтрашним. Каждый хотел бы стать лучше, но каждый цепляется за себя сегодняшнего, как за нечто привычное и родное. Джо — это взращенное нами дитя, а Тайлер — незнакомец. Каким бы ни был привлекательным незнакомец и каким бы унылым, больным и несчастным ни было наше дитя, инстинктивно мы выбираем второго.

Страх — это сопротивление будущему опыту. Мозг изобретает картину будущего, которая противоречит нашей внутренней идентификации. Преодоление страха — в какой-то мере убийство собственного эго. Это принятие своей недолговечности.

"Бойцовский клуб" — леденящий душу кошмар для современного офисного планктона. У нас есть спокойная жизнь на 100% вертящаяся вокруг материальных ценностей, и вот мы решаемся на бросок в сторону. Мы становимся другим человеком, обретаем смысл, ощущаем себя живыми, наслаждаемся моментом. Но новая личность оборачивается злодеем и стремится разрушить нашу жизнь.

И, наконец, вернемся к младенцам и взрослым. Основа развития ребенка — подражание окружающим. Младенцы слушают, как общаются взрослые, и повторяют за ними. В дошкольном и раннем школьном возрасте дети пародируют почерк взрослых и пишут каракули в тетрадях.

Причина номер 5: подражание.

Подражание — действенная вещь, и, что главное, не сложная. Мы относительно легко и естественно обучаемся новому навыку, делая по аналогии с чем-то, что видели раньше. Но подражание — наш друг ровно до того момента, пока мы не упремся в потолок. После оно превращается в обузу.

У каждой человеческой общины есть усредненный уровень развития, на котором находится большинство ее членов. Здоровый ребенок из обычной семьи к моменту взросления без усилий дорастает до этого усредненного уровня. В общине всегда будут отстающие, выросшие в неблагополучных условиях, и более развитые люди, которые превзошли средний уровень. Но процент их мал. Таким образом, когда мы попадаем на отметку «средняя температура по больнице», инертность масс удерживает нас на ней, не давая расти дальше.

Несмотря на то, что мы не удовлетворены своей жизнью, мы оглядываемся на окружающих и пожимаем плечами: «Все так живут, какой с меня спрос?» Пробить потолок — неочевидная задача, потому что мы не осознаем, что потолок существует. В «Шоу Трумана» была такая стена с нарисованным горизонтом и облаками, которую герой пробил носом лодки. Вот так мы и смотрим на небо, думая, что там простор и свобода, а на самом деле это купол с нарисованными облаками, который ограничивает наш мир.

При наличии гибкого мышления повысить свой уровень реально. В своем или соседних городах можно найти тех самых «пробивших потолок» людей, завести с ними знакомство, ходить на их мероприятия, читать ту же литературу и так далее.

При переезде из маленького города в крупный или миграции в более развитую страну гибкий человек естественным образом подтягивается до уровня новой общины, в которой он оказался. Все это работает только до определенного момента, а дальше придется прокладывать путь самостоятельно.

«Шоу Трумана» содержит метафору роста личности, чуть менее пугающую, чем в «Бойцовском клубе». У Трумана типичная жизнь, он среднестатистический американец. Когда он решает выйти из зоны комфорта, отправиться в новое место, расширить себя, местная община, словно какой-то осьминог из глубин, оплетает его щупальцами и не пускает за пределы города. В некоторых сценах люди напоминают зомби, охотящихся за главным героем. Это и есть аллегория инерции большинства. Общество взращивает нас по своему образу и подобию, промывает мозги, усыпляет сознание. От нас, по сути, требуется, чтобы мы были послушными, не задавали неудобных вопросов и ходили в лоток.

Чтобы преодолеть инерцию, Труман как раз задает эти самые неудобные вопросы, борется со своим страхом, проявляет решимость. И то, что в процессе он почти погибает в шторме, тоже неспроста. Путь развития — это готовность к смерти, убийство своего эго. Пройдя через это испытание, Труман доказывает, что повзрослел и готов двигаться дальше.

У него все получается.