Найти тему
Александр Шеронов

Опередивший время

81 год – совсем немного, если это - Buick Y-Job. Действительно, первый в мире концепт-кар, несмотря на свой почтенный возраст, не выглядит обитателем дома престарелых. И доставлен на мотор-шоу он не из музея, а из дизайнерского центра GM, куда принят на правах почетного святого.

-2

Я тут немого иронизирую, но ведь и в самом деле «Уай-Джоб» настолько опередил время, что и не подумаешь, что создан в конце 30-х годов прошлого века. Скорее – в 60-е… Можно выдать его и за современный концепт. И прокатит. Настолько он свеж и необычен даже сегодня. Ретро в нем, конечно, просматривается, но, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. И я уже ловлю себя на мысли, что этот Buick для меня куда интереснее современных машин.

-3

Почему? Хорошо, открою секрет тем, кто не в курсе. Но это не упрек, сам недавно узнал, что Y-Job – самый первый в мире концепт-кар. И получился он настолько удачным, что ворожит и завораживает до сих пор. Слава дизайнеру Genetal Motors Харли Эрлу (1893 – 1969), которому, пусть и с благословления высокого руководства, пришла в голову гениальная идея создать авто не для продажи, а для демонстрации стилистических решений и технологий будущего!

Гениальный Харли Эрл за рулем Buicr Y-Job
Гениальный Харли Эрл за рулем Buicr Y-Job

Взяв за основу шасси Buick Super 1937 года, он нарисовал космический аппарат и воплотил его в металле. Фары убрал в крылья, двери сделал без ручек – они открываются кнопками, стекла опускаются и поднимаются посредством электроприводов.

-5

Мягкая крыша складывается за сиденьем так незаметно, что автомобиль можно принять за родстер, хотя на самом деле это – кабриолет. Под капотом располагается 8-цилиндровый рядный мотор объемом 5,2 литра и мощностью 141 л.с. – весьма впечатляющей по тем временам. Монументальный, но легкий на вид аппарат рассчитан всего на двоих! Сплошной диван мог позволить втиснуть и третьего, но, все-таки, эта машина скорее больше подходила эгоистам. Что и демонстрировал Харли Эрл, который лично эксплуатировал концепт вплоть до 1951 года, наездив 25 000 миль. Buick Y-Job успел побывать и в музее, и в коллекции Форда.

-6

Публика не сразу оценила его экспериментальную сущность. Зато мистер Эрл, который построил еще несколько фантастических концептов, получил по заслугам, застолбив себе место в «Зале автомобильной славы» Детройта.

Фото автора и GM