Найти тему
Cinemacountry

"Платформа". Крайне актуальный при нынешних событиях психологический триллер

У испанцев новый триллер. Не для слабонервных.

Психологическая драма «Платформа» вышла этой осенью на стриминг-портале Netflix. Помимо интересной сюжетной конструкции, в коих испанцы особенно сильны, фильм любопытен своей актуальностью: удивительным образом тема, поднимаемая создателями, пересекается с событиями, испытывающими на прочность совсем не вымышленных героев, а нас сейчас.

Кадр из фильма «Платформа»
Кадр из фильма «Платформа»

Представьте тюремную камеру: 4 стены, раковина, унитаз, пара коек и два невольника. А теперь представьте многоэтажную конструкцию, состоящую из таких вот блоков. Сколько их неизвестно, но если верить неврастенику Тримагаси, то не менее 120.

В полу каждой камеры большое прямоугольное отверстие: каждый день с уровня №1 спускается платформа с едой: чем ниже находятся люди, тем меньше у них шансов поесть. И если невольники нижних уровней страдают от физических мук, вызванных голодом, то сытые обитатели верхушки испытываются на прочность собственными мыслями. Скверная развязка может настигнуть и тех, и других.

Ровно через месяц происходит рандомная рокировка: тот, кто жировал наверху, может проснуться внизу.

Кадр из фильма «Платформа»
Кадр из фильма «Платформа»

Такой вот социальный эксперимент. Его участники — добровольцы (некоторые условно), но, подписывая согласие, они не знали на что конкретно идут. Горен здесь новичок. Он проснулся на 48 уровне, и если верить все тому же Тримагаси, то это хорошее место, «очевидно же».

Вроде все.

Ах да... с собой можно взять любую вещь (не еду). Горен взял томик Сервантеса, а его сосед Тримагаси — самозатачивающийся нож...

Кадр из фильма «Платформа»
Кадр из фильма «Платформа»

Зритель быстро смекнёт, что при разумном потреблении пищи хватило бы на всех, но в логику вмешивается человеческая сущность, которая под гнетом испытаний трансформировалась в нечто крайне несимпатичное.

Ну, вот казалось бы, проснись бывший узник сотого уровня на этаже, скажем, пятом, должен же он сочувствовать непростой доле своих преемников? Должен не съесть лишний бифштекс, который, по совести, в него и не лезет? «Очевидно же». Но нет, озлобленный лишениями и безразличием тех, кто не сжалился тогда над ним, он съест столько, сколько ему не нужно, что не съест — понадкусывает, да ещё плюнет вслед (или того хуже).

Кадр из фильма «Платформа»
Кадр из фильма «Платформа»

Чтобы выжить, люди должны действовать сообща, отставив осуждение и ненависть, бороться с общей бедой, а не друг с другом.

Увы.

«Платформа» — пусть местами и утрированная, но, определенно, качественная метафора социума, напоминающая, что чаще всего в бедах, за которые мы привыкли винить «администрацию», нашей вины ничуть не меньше. И даже жестокость — иногда наш собственный выбор.

Кадр из фильма «Платформа»
Кадр из фильма «Платформа»

Очень неплохой режиссерский дебют Гальдера Гастелу-Уррутия. Жаль концовка немного подкачала.

Имеются неприятные сцены.

Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь)

Еще больше о кино — Cinemacountry и Instagram!