2015 год. Я - молодой, амбициозный моторист-рулевой, который пришел учиться уму разуму в один из подмосковных речных портов. Шел я в большей степени не за зарплатой, которую платили хоть и деньгами, и даже кормили, но которой на какую-то нормальную жизнь хватить могло с трудом. Пришел я получать опыт, который мне был так необходим - опыт механика, судоводителя, в целом, - опыт речника.
Отдел кадров порта направил меня на один из буксиров-толкачей, который по интересному совпадению на тот момент работал в Москве. Это был буксир-толкач БТМ-520.
С работой на этом прекрасном теплоходе, возможно, будет связано несколько рассказов. Этот будет посвящен возвращению из столицы на постоянную работу в город Серпухов.
Зима 2014 - 2015 стала одной из самых малоснежных в истории. Затем последовал теплый сухой март, не менее сухой апрель. В водоемах из-за этого образовался дефицит притока и уровня воды. Тем не менее, в мае прошли дожди, ситуация стабилизировался, и мы благополучно вернулись в порт. Однако на наш теплоход пришелся еще один рейс в Москву, точнее в Тверскую область, в город Кимры, и вот возвращение оттуда превратилось в настоящее сражение.
Из Кимр мы вели теплоход Москвич под названием Дружба. Он проходил там ремонт, но доделать его не успели, своим ходом не мог. Когда дошли до Щурово, появилась еще одна задача - забрать там нашу баржу-нефтянку МН-52. Эта баржа строилась специально для бункеровки, т.е. заправки, речных судов, но долгое время не эксплуатировалась и в Щурово также проходила ремонт.
И вот капитан Захаров докладывается диспетчеру Щурово, выходим с рейда вверх по Оке с составом толканием...
Первые часа 2 шли нормально. Даже встречали теплоходы, а также прошли мима земснаряда порта Коломна, который вел добычу песка чуть выше по течению. Приключения начались перед Озерским наплавным мостом. Там располагается Свиридоновский перекат*.
* Перека́т — мелководный участок русла реки.
Обычно перекат сложен рыхлыми отложениями, пересекает русло и имеет вид вала: с пологим скатом, обращённым против течения, или с крутым скатом, обращённым по течению.
Перекат образуется в результате неравномерного размыва русла водным потоком и отложения наносов. Перекат часто встречается в местах расширения русла реки, близ устьев притоков. Над перекатами поток теряет свою энергию.
По путевой информации глубина там была чуть больше метра... Но путевая информация не всегда бывает верна. Первые шаги по перекату - и Москвиченок на мели... На мель попали в районе 12 часов дня... К вечеру, когда начало темнеть, мы еще были там. Чтобы хоть как-то продвигаться, пришлось расформировывать состав. Сперва отцепили Москвич. Провели вперед баржу...встали... Попытались вернуться к Москвичу, встали...
Надо сказать, что пройти пытались даже с другой стороны, вдоль другого берега, где судового хода нет и впомине, но по карте неплохие глубины. И действительно, пошли - а там глубоко. Идем, идем, надо собирать состав обратно, почти прошла перекат и... Резко остановились. Теплоход вошел носом в песчаную косу. Кое-ка сдали назад, продолжили штурмовать по судовому ходу - безуспешно.
Ближе к вечеру сверху Озерский мост прошел частный катер Севастополь. На тот момент наш БТМ тоже крепко засел на песке и, по сути, копал под себя. Ребята попытались помочь, подергали, подергали - толку нет. Заночевали на мели...
На следующее утро продолжили штурм. Благодаря опыту судоводителя все-таки удалось сдернуться с мели. Осталось собрать состав обратно. Сперва сдернули Москвич, отвели его поближе к Озерскому мосту. Затем захватили МНку. У моста сформировали состав, пошли далее, вверх по течению.
Худо бедно дошли до Каширы. Там сменились командиры - капитан и старпом сошли на берег и поехали по домам, их место заняли сменный капитан и другой старпом. Новые испытания пришлись уже на их плечи. Назывались они - Мутеновский перекат. Располагается он перед одним из Каширских мостов. И вот там было еще мельче...
Система была та же. Расцепляем состав, по очереди проводим через перекат, затем формируем и идем дальше. На этот раз с Москвичем хоть и поковырялись, но проскочили более-менее. А вот баржонку вынесло на такую мель, что к ней было даже не подойти. А ведь на ней тоже был человек... Шкипер дядя Вова...
В итоге моему напарнику пришлось плыть (хотя мог дойти и пешком) до МНки. Бросили ему туда трос, он подцепил его к барже, подергали, подергали - стащили. Далее - фото для наглядности.
Напарник Тема. По колено в воде, хотя мы почти на судовом ходу... рядом та самая баржа.
В общем на преодоление Мутеновского переката ушел еще один день.
Следующий день уже был немного проще. Поковырялись на Беспутских перекатах ближе к Серпухову, в остальном прошли нормально и выполнили главную задачу - доставили ведомый флот в родную гавань.
Вот такой бывает работа речников. Широка река...а воды поколено!
Всем спасибо за внимание!