В сегодняшнем общественном сознании понятие «империя» имеет сильный эмоциональный окрас и несколько политических коннотаций в спорах и дискуссиях общенаучного и бытового характера. В детских энциклопедиях, научных и научно-популярных журналах, в исследовательских и публицистических статьях историков, политологов, философов, социологов, антропологов и представителей других гуманитарных направлений можно встретить слово «империя». Оно встречается еще во времена Античности, трансформируются в Средневековье и национализируется в Новое и Новейшее время. В разные времена и эпохи понятие «империя» имело свое значение, общие и различные черта и характеристики.
Однако начиная с XIX века слово «империя» получила свой однозначный негативный оттенок и сегодня ни одно государство не называет себя «империей», несмотря на преемственность и схожесть с империями прошлого. Современный исследователь стал задаваться вопросом: «империя – это хорошо или плохо»? На самом деле, оценочные суждения на эту тему вряд ли будут в конечном итоге объективными. Но пытаясь понять, что же это за явление, важно найти, выделить и проанализировать пути образования империй.
В первую очередь, для этого необходимо понять, что за государство перед нами. На мой взгляд, одно из наиболее точных определений понятию «империя» дал американский историк, профессор политической и социальной истории Мичиганского университета, заслуженный профессор политологии Чикагского университета Р.Г. Суни: «Империя – это составное государство, в котором метрополия господствует над периферией в ущерб интересам последней» . Вполне заслуженным является его замечание, что имперское государство отличается от более общей категории многонационального государства, конфедерации или федерации тем, что «оно не организовано на основе политического равенства между обществами и индивидуумами. Поэтому в нашем эссе, в поиске путей образования империй, мы будет отталкиваться именно от вышеприведенного определения.
На протяжении веков существовало несколько путей образования империй. Первый из них, наиболее примитивный, это образование империи путем завоеваний . Однако тут, стоит отметить, что завоевание не являлось самим процессом империостроительства, это был, во-первых, лишь один из первоначальных шагов к образованию имперского государства, во-вторых, идея, в которую верили и которой оправдывали все те действия, которые могли выходить за рамки обычного или морали. Идея,которая оправдывала, как победителей, так и побежденных.
Второй путь образования империй был характерный для эпохи средневековья и кочевых цивилизаций. Речь идет империостроительстве на основе объединения родов. В степях Евразии роды объединялись в племена, которые порой создавали племенные союзы, а на основе последних иногда формировались империи. Монгольские империи XIII века выросли именно из племенной политики объединения в союзы .
Третий путь – это империостроительство на основе преемственности и традиций, когда одни мелкие политические или этнические образования объединяются и поглощают другие более мелкие или более слабые. Такая модель, на мой взгляд, наиболее характерна для германской истории. Все три «Рейха» кого-то поглощали и считали себя чьим-то преемником, при этом будучи совершенно разными политическими образованиями . Стоит также отметить, что в их процессе государствостроительства есть одна важная черта – есть угнетатель и есть угнетаемые. Неотъемлемая характеристика для любой империи.
Любая империя обречена на гибель еще с момента своего «рождения». Но важно, что любая ее часть, «осколок» – имеет шанс стать империей-преемницей. Создавая империю, полиэтничные элиты консолидируются, а более слабое государственное образование не только снабжает свою метрополию, но и параллельно учиться у нее, заимствует элементы и структуры управления, «примеряет» ее имперскую политическую культуру. Наиболее ярким примером является Монгольская империя и Московское княжество. Русские князья ездили в ханскую ставку, прибывали там длительное время, заключали браки с представительницами ханской семьи, обменивались дарами, выплачивали повинности и совместно ходили в походы. Монголы провели первые переписи на Руси, налогообложили, научили воевать и управлять. В итоге, раздробленные русские княжества присоединились к Московскому великому княжеству, создав единое централизованное государство, в свою очередь Московское княжество трансформировалось в царство, а затем и в Российскую империю, которая окончательно не только закрепила за собой статус империи, но и поглотили те самые «осколки» некогда могущественной империи Чингисхана . Князь стал «царем», коим раньше на Руси называли монгольских ханов, а бывший вассал Монгольской империи и Золотой Орды не только разбил своих сюзеренов и «учителей», но сам стал империей.
Несмотря на вышесказанное, среди западных современных ученых бытует мнение, что первым постимперским государственным образованием был Советский Союз, открыто противостоящий европейской системе империй . Однако с течением времени в марксизм-ленинизм просочились формы национального государства, что в значительной мере откорректировало ту модель государства, которая образовывалась на первых этапах своего становления. Учитывая все общепринятые основные черты, которые должны быть присущи имперскому государству, Советский Союз, не смотря на свое наименование и идеологию, соответствует тому понятию, о котором мы говорили в самом начале нашего эссе. Советский Союз – это последняя империя в истории человечества, где был центр и периферия, держава/ы – эксплуататор и держава/ы – эксплуатированные, жесткий контроль и дискриминация национальных культур параллельный локальным национализациям (украинизациям и т.п.).
Таким образом, на основе вышесказанного, с большой долей вероятности, можно говорить о том, что «понятие» империя является крайне сложным и требует к себе многостороннего подхода . Несмотря на то, что в разные времена и эпохи, те государственные модели, которые именовали себя или которых именовали их современники и потомки «империями», могли кардинально отличаться друг и друга и на первый взгляд не иметь ничего общего, всё-таки имели общие характеристики, благодаря которым сегодня мы четко можем отделить империю от многонационального государства. В контексте рассматриваемой нами темы, удалось выявить несколько путей образования империй, начиная со времен античности и заканчивая началом XX века, от самых примитивных до универсальных: путь завоевания, путь объединения, путь поглощения, путь преемственности и заимствования имперской модели управления.
(с) Шишка Е.А.