Эту статью мы решили посвятить известным барабанщикам, оставившим заметный след в истории музыки.
Роджер Тейлор
Барабанщик Queen с юных лет начал интересоваться музыкой; Уинифред Тейлор, мать Роджера, чтобы чем-то занять сына, дала ему несколько крошечных кастрюль, которые сразу же привлекли его внимание. Через несколько лет он уже завороженно наблюдал, как его кузина учится играть на гитаре, после чего сам захотел освоить новый инструмент. Но, как принято считать, первым его инструментом стало укулеле (разновидность гитары – прим. автора).
Первые занятия по вокалу юноша начал получать в церковном хоре, где постепенно совершенствовал свое исполнение. Одновременно с этим он увлекается игрой на ударных, которые, по его словам, всегда ему нравились гораздо больше остальных инструментов.
Роджер Тейлор признается, что научился играть на барабанах под впечатлением от игры Кита Муна из The Who и Митча Митчелла из The Jimi Hendrix Experience. «Я все еще иногда слушаю Митча Митчелла, особенно его ранние вещи с Хендриксом. Это слияние джазовой техники и замечательных риффов кажется настоящей фантастикой». Кроме того, большое значение Тейлор придает наследию Джона Бонэма из Led Zeppelin. «Величайшим рок-н-ролльным барабанщиком всех времен был Джон Бонэм, который создавал вещи, ранее совершенно несовместимые с ударной установкой».
Наибольшую известность Роджер Тейлор получил в составе группы Queen. По мнению критиков, «уникальное объемное звучание Тейлора повлияло на развитие самого жанра рок-музыки».
В 2013 году новый вид рода Heteragrion из Бразилии был назван Heteragrion rogertaylori в честь Роджера Тейлора, его «мощного звука, замечательной лирики и скрипучего голоса» - одного из четырех равнокрылых стрекоз, названных в честь его коллег по группе Queen.
Джон Бонэм
Он прожил всего тридцать два года, но этого ему хватило, чтобы стать одним из величайших ударников в истории музыки. Уникальное чувство внутренней энергетики ритма, по мнению специалистов, всегда отличало «невероятную игру» Бонэма. С этим солидарны авторы «Энциклопедии Британника», которые однажды назвали ударника Led Zeppelin «идеальным примером для всех барабанщиков хард-рока, которые пошли по его стопам».
Свою первую ударную «установку» из коробок и кофейных банок Джон собрал в пятилетнем возрасте, а уже в 15 лет получил в подарок от матери настоящие инструменты для занятий музыкой. В это сложно поверить, но Бонэм никогда не посещал музыкальную школу, предпочитая набираться опыта у профессиональных исполнителей. Среди них оказался и барабанщик Гэрри Эллок. Позже он вспоминал об этом: «По сути, я никогда не давал ему уроков. Мы просто сидели в гостиной с палочками и тренировочным пэдом, и я показал ему пару вещей. Это было приблизительно так: «Знаешь вот это?» Помню, как он играл на одном из моих малых барабанов, а я говорил: «Ради Бога, Джон, спокойнее!» Мне казалось, он пробьет пол».
Многие считают, что ударная установка барабанщика Led Zeppelin была скопирована с той, что долгое время пользовался Бадди Рич. Затем Бонэм взял за основу знаменитую комбинацию Кармайна Апписа.
Личный техник Бонэма Мик Хэнтон рассказывает: «У нас был специальный постамент для установки Джона, в котором мы просверлили отверстия для ножек напольных томов. Пришлось даже проделать специальные выемки под саму установку и педаль хай-хэта, чтобы установка не уезжала во время игры. Ребята из Ludwig сделали специальные отверстия в корпусе бас-бочки, благодаря чему я смог прикрепить всю установку к постаменту. Самое классное заключалось в том, что Джон самостоятельно настраивал все, что связано с малым барабаном, а мне оставалось только закончить начатое. Мы с Джоном предпочитали натягивать нижние пластики барабанов плотнее, тогда как верхние, наоборот, ослаблять. В любом случае, звучание барабанов Джона всегда шло от его манеры игры, а не от конкретных настроек установки. Я здесь совершенно ни при чем».
Кит Мун
Наибольшую известность получил в составе группы The Who.
Кит Мун стал одним из первых барабанщиков, кто вывел партию ударных на передний план, что во многом обусловило появление нового звучания в мире рок-музыки.
Он был очень активным и любознательным ребенком, и уже в 12 лет присоединился к местному оркестру в Военно-морском кадетском корпусе. Но увлечение музыкой заставило юного артиста надолго забросить учебу в школе. «В художественном отношении — отсталый, во всех прочих отношениях — идиот» - таким было резюме учителя искусств. Другой преподаватель, Эйрон Софоклиус, хвалил его музыкальные способности и хаотичный стиль игры, хотя в одной из школьных характеристик отмечалось: «Имеет большие способности, но должен остерегаться своей склонности к хвастовству». Нередко по пути домой Кит заходил в студию звукозаписи на Эйлинг Роуд, где мог наблюдать за профессиональными музыкантами. Все это привело к тому, что он провалил выпускные экзамены и оставил школу.
Уже в 17 лет он вошел в состав группы The Who, заменив её предыдущего барабанщика Дуга Сэндома. Известно и его сотрудничество с другими рок-исполнителями. Например, в 1969 году он присоединился к супергруппе Джона Леннона Plastic Ono Band для живого выступления в лицее Барлума в Лондоне. В состав группы, помимо Муна, вошли Клаус Форман, Эрик Клэптон, Ники Хопкинс, Йоко Оно, Билли Престон и Джордж Харрисон.
Как правило, критики высоко оценивают музыкальное наследие барабанщика. «Кит Мун играл на ударных с молниеносной атакой, беспощадно-искусно на протяжении долгого времени», - считает рецензент Allmusic. По мнению известного журналиста Ника Талевски, «для ударных Кит Мун был тем же, чем был Джими Хендрикс для гитары».
Кит Мун успел проявить свой талант и на актерском поприще. Его можно увидеть в таких лентах, как «Настанет день», «Секстет» и «Звездная пыль». Многие отмечают его невероятное умение перевоплощаться в образ какого-либо персонажа. Как позже признавался сам музыкант, это стало следствием его «юношеского увлечения домашними постановками». Но для музыкального мира он по-прежнему остается первоклассным барабанщиком. Клем Бурк (ударник Blondie) рассказывает: «Когда-то Кит Мун и The Who были единственным, что меня волновало. Когда мне было 11 или 12, моей любимой частью занятий на ударных были последние 10 минут, когда я мог сесть за установку и играть мою любимую вещь. Я предпочитал My Generation — в концовке ударные просто сходят с ума. My Generation стала для меня поворотным моментом, потому что всё, что было раньше, напоминало, скорее, манеру игры Ринго Старра или Чарли Уоттса».
Ринго Старр: «Кит был не только моим другом, но и самым лучшим рок-барабанщиком».
В следующей статье мы продолжим рассказывать о лучших барабанщиках нашего времени.