Разработка этого самолета началась в далеком 1972 году. Як-42 планировался на замену Ту-134, хотя при проектировании использовались наработки по Як-40.
Изначально Як-42 проектировался с прямым крылом, но полученная на испытаниях скорость оказалась недостаточной.
В итоге самолет пришлось перепроектировать.
Всего было построено четыре прототипа.
Серийное производство началось в 1977 году на Смоленском авиационном заводе , а первый полет с пассажирами произошел 22 декабря 1980 года из Москвы в Краснодар.
В последующее время производство было перенесено на Саратовский авиазавод.
Всего, вместе с прототипами было произведено 183 самолета.
Я не буду подробно останавливаться на истории самолетов этого типа, а только упомяну сколько их осталось в эксплуатации и где.
Самый старый из летающих 42340 (1987 г.в.) эксплуатируется в авиакомпании "Красавиа". Всего в этой компании летает 8 самолетов этого типа.
На втором месте авиакомпания "Ижавиа". У них летает 5 самолетов Як-42Д
Такое же количество эксплуатирует компания ЮТэйр - 5 самолетов.
Два "салона" у авиакомпании "Сириус-Аэро".
Один "салон" у компании "РусДжет"
42440 эксплуатируется как летающая лаборатория Росгидромета
44710 летает в интересах Росгвардии.
Три Як-42Д эксплуатируются в Казахстане.
Это всё что пока летает. Приличное количество (по разным данным от 32 до 44) находится на хранении, но вероятность того, что их вернут в эксплуатацию крайне мала.