Найти тему
Первый ряд

«Платформа» - жесткая метафора жизни от «Нетфликс»

Netflix - на сегодняшний день, пожалуй, главный поставщик новых фильмов. Кинотеатры закрыты, в прокат ничего не выходит, потенциальные зрители сидят по домам. Одна из самых обсуждаемых и амбициозных новинок стримингового гиганта прошедшей недели – испанский фантастический антиутопический триллер «Платформа» Гальдера Гастелу-Уррутия. Картина была впервые показана в секции «Полуночно безумие» на прошлогоднем фестивале в Торонто, где получила приз зрительских симпатий, и сразу же была куплена для эксклюзивного проката в сети.

Горенг добровольно соглашается оказаться в «Дыре» - месте, больше всего похожем на тюрьму. Здесь как минимум 132 этажа, о чём сообщает его первый сокамерник. Поначалу главный герой оказывается на 48-м. На каждом из них находятся 2 человека, посреди комнаты отверстия в полу и потолке, через которые ровно раз в день подают платформу с едой. Движется она сверху вниз, а значит, тем, кто живёт на нижних этажах остаются исключительно объедки. Еду с платформы в комнату брать нельзя: когда она уже отправилась в путь без какого-то лакомства, в комнате либо резко повышается, либо резко понижается температура, что грозит неминуемой смертью нарушившим правила. В это место можно взять с собой ровно один предмет. Обычно люди прихватывают из дома какое-то оружие. Например, сокамерник Горенга взял самозатачивающийся нож «Самурай-Плюс», а наш герой – томик «Дон Кихота». Каждый месяц участников этого жестокого социального эксперимента перекидывают на другой уровень: вчера ты мог быть на 48-м этаже, через месяц – на 6-м, а ещё через месяц на 132-м. Тут уж кому как повезёт.

-2

Правила игры мы узнаём в первые 5 минут – для этого главному герою, не представляющему, куда он попал, полагается опасный старичок с ножом. Горенг очень быстро понимает, что такая система вынуждает обитателей нижних уровней выживать самыми неприглядными способами, ведь на кону жизнь. Как и герой романа Сервантеса, он понимает, что этому миру нужны перемены, и берётся сражаться с этими кровавыми ветряными мельницами.

«Платформа» - очень наглядная и жестокая большая метафора современного общества, принципиально неравного, где богачи жируют и объедаются, а бедные вынуждены бороться за жизнь, довольствуясь крохами с барского стола. Сама «Дыра» затеивалась как место, где должна была произойти спонтанная солидаризация – грубо говоря, в какой-то момент узники верхних этажей должны перестать набивать животы под завязку и начать справедливо делиться с теми, кому повезло меньше. Естественно, что ничего такого не происходит. И те, к кому платформа с едой подъехала раньше, демонстративно плюют на роскошные блюда, не желая, чтобы обитателям нижних этажей досталось что-то человеческое.

-3

В своём дебюте испанец Гастелу-Уррутия подписывает приговор миру, в котором он живёт, не веря ни в какое равенство или всеобщую солидарность. Правда, никакого решения он не предлагает. Его картина растягивает одну идею на полный метр, живописуя ужасы социального неравенства на примере самого очевидного показателя сложившейся несправедливости – еды. Заодно продукты питания – буквальный и фигуральный пример потребления и насыщения.

Среди похожих фильмов можно выделить «Высотку» (такая же вертикальная структура общества), «Куб» (замкнутое пространство и борьба за выживание) и даже прошлогодние «Паразиты» (гораздо более тонкая работа с расслоением сегодняшнего социума).

-4

Если каннибализм и лужи крови вас не пугает, «Платформа» - очень достойный вариант с некоторой пользой провести время: пара-тройка философских вопросов, нехитрые аналогии с реальным миром и высокая степень наглядности. Жестоко, однообразно, но справедливо.💡