Близится пятилетие огненной Пасхи. Казалось бы, горький урок, который преподала стихия Хакасии, гибель людей лягут на наши сердца незаживающей раной, и все пять лет мы будем не только помнить, но и искать способы поставить разбушевавшейся природе барьер, денно и нощно отрабатывать порядок действий на случай ЧС. Не тут-то было.Уроки подменили шумихой вокруг судов. И... снова никому нет дела до людей.
Очень гладко на бумаге
Нет, на бумаге все гладко. Прочитал недавно в республиканской газете «Хакасия» хвастливый отчет о том, что вокруг 231 села опахано 840 километров! И похолодел. Да кто нам дал право считать то, что должно стать барьером, в кило-метрах!Что эта тонкая полоска вспаханной земли, обработанная специальными минералами, даст деревне Кагаево, где огонь пришел со стороны плеса реки шириной в 60 метров? И какую роль она сыграла в селе Вершино-Биджа, где пожар начался не в степи, а в огороде – от не-погасшего угольного шлака?
То есть для двух этих населенных пунктов опашка пусть и необходима, но не дает никаких гарантий безопасности. Для чего тогда эти победные релизы?
Не удивляйтесь: для того, чтобы в случае, не дай бог, очередного повторения событий прикрыть задницы чиновникам. Дескать, вот видите. Не сидели. Тратили деньги. Отчитывались.
Между тем за те же деньги можно защитить не только чиновников, но и людей куда эффективней.
Как должно быть
Все у нормальной власти начинается с проекта. Плана обороны, если хотите. Если речь идет об огне, то после работы двух-трех специалистов в течение одной рабочей не-дели определяются участки наибольшей огневой опасности. Конечно, делается это с учетом постоянно дующих ветров, ландшафта.Того самого фёна (да, это от него произошло слово фен), который на протяжении веков, скатываясь с гор в степь с одновременным набором силы и температуры, иссушает все на пути и жжет в наших степях веками.
Что такое фён
Википедия: Холодный воз-дух с высокогорий быстро опускается вниз по сравнительно узким межгорным долинам, что приводит к его адиабати-ческому нагреванию, особенно во внутриконтинентальных районах, где облачность низка и велико количество ясных солнечных дней (от 250 и более в год). При опускании на каждые 100 м воздух нагревается примерно на 1 °C. Спускаясь с высоты 2500 м, он нагревается на 25 градусов и становится теплым, даже горячим. Обычно фён продолжается менее суток, но иногда длительность доходит до пяти суток, при-чем изменения температуры и относительной влажности воздуха могут быть быстрыми и резкими.
Кто такая От Ине?
Здесь бы нам, «понаехавшим», перенять культуру обращения с огнем у хакасов – нет, не дает покоя гордыня политических и административных выскочек откуда-нибудь из Тулы или Охотска, которым и так все ясно и которые за своим вождем идут иным путем. Между тем в каждой юрте (доме) у хакасов с особым почтением относились и относятся к богине огня От Ине (Мать огня). Согласно их верованиям, бережно следует относиться не только к самому огню, который, вы помните, кормят, и не чем попало, но и к золе. Ее хакасы, в отличие от беспечных жителей Вершино-Биджи (и только ли), не абы как вышвыривают в огород или на улицу, но хоронят в специально отведенном для этого месте. Нередко закапывают в землю. Да, это вера. Культура.
Добровольно-принудительно-сознательно
А есть еще много раз прописанные регламенты, которые в случае ЧС дают (давали, во всяком случае) местной власти неограниченные полномочия. В том числе по мобилизации любых ресурсов, включая технику и людей, невзирая на форму собственности любого хозяйства. В том числе частников, которые по какой-то причине во время тех же пожаров пытаются стоять особняком, хотя гордыня эта идет во вред и самим новым хозяевам жизни.А что такое мобилизация? Это дело военное. В случае повышения класса опасности она обязывает всех от мала до велика быть в напряжении.
Причем определять класс опасности должно не только при помощи государственных метеостанций – их не так много, и они не в состоянии учесть обстановку во всех населенных пунктах. Требуется лишь наличие у глав поселений не очень уж дорогого оборудования – водомерного ведра и психрометра. Да для того, что-бы научить пользоваться ими, понадобится аж два часа.
Сделай мы это своевременно, узнали бы, что перед разгулом стихии 12 апреля 2015 года в том же Шира класс пожарной опасности достиг наивысших 12 000 единиц.
Здесь бы проявить всеобщую тревогу.
А мы не знали. И не хотим знать. И до сих пор не желаем этого. Не царское это дело.
Зато ляпнуть на всю страну какому-нибудь министру о том, что кедр нужно внести в Красную книгу, и фактически опозориться в связи с этим, продолжая оставаться руководителем после проявления чудовищного невежества, – это в стиле новых правителей.
После этого можно, конечно, поговорить еще об особенностях «короводства».
Но все не об этом. На сегодня в Хакасии, где уже началось активное таяние снега и вовсю опять бушуют фёны, когда власти явно не до нас, защита нашей жизни зависит полностью от нас самих. В связи с этим просьба ко всем. Уж коли власть у нас такая не очень адекватная, которая с началом степных пожаров взяла и спустила большую часть резервного фонда, давайте думать, чем помочь самим себе, соседям. А потому приготовьте насосы, ведра, технику. Соберите на всякий случай документы, необходимые вещи, деньги.
Да, и воздержитесь от шашлыков на природе. Хотя бы до тех пор, пока не появится зеленая трава. Очень как-то не по себе при воспоминаниях об апреле 2015 года.