Большинство японских объектов, ставшими целями рейда Дулитла, как и относящиеся к нему японские документы, были дотла сожжены в ходе стратегических бомбардировок 1944-1945 годов. По этой причине установить реальный ущерб, понесенный японской стороной, не представляется возможным. Впрочем, это не так уж и важно.
Задуманный как символический жест, рейд Дулитла по своим результатам стал настоящей стратегической операцией, серьезно изменившей весь ход военных действий на Тихоокеанском театре.
Рейд Дулитла произвел глубокое психологическое и военное воздействие на обе стороны. После того, как из американской печати стало известно, что непосредственное руководство авиаударом по Японии осуществлял подполковник Дулитл, японская пресса буквально перевела фамилию и тут же окрестила его «делай-мало» или «сделал-мало». На самом-то деле было сделано очень много. Соединенные Штаты изменили свою стратегическую позицию с оборонительной на наступательную и продемонстрировали свой военный потенциал.
Для японцев удар оказался столь же неожиданным, сколь и болезненным. С 1937 года японские власти постоянно убеждали население, что военное могущество империи настолько велико, что никто и никогда не посмеет атаковать метрополию. В апреле 1942 г. этот миф рухнул, жители Японских островов осознали, что им предстоит беспощадная борьба с мужественным и решительным врагом. Император и его окружение были шокированы тем, что цели вокруг Императорского дворца подверглись бомбардировке. Этот рейд смутил и унизил высшее руководство армии и флота, особенно Ямамото.
С военной точки зрения, рейд Дулитла продемонстрировал уязвимость Японии для воздушного нападения. Чтобы лишить противника потенциальных посадочных площадок, командование сухопутных войск вынуждено было провести против гоминьдановских войск Чжэцзян-Цзянсийскую операцию, на что расходовались немалые людские и технические ресурсы.
Но по-настоящему стратегическое значение операция имела для событий на Тихоокеанском театре военных действий.
К весне 1942 года японское командование еще не определилось, в каком направлении будет нанесен главный удар весенне-летней кампании. Амфибийные силы Императорского флота последовательно, остров за островом, приближались к северному побережью Австралии, и казалось вполне логичным, что очередное наступление будет проведено в Новой Гвинее: это позволило бы разорвать коммуникации между США и Австралией. Однако звон от американской пощечины заглушил голос разума в японских штабах. Вместо концентрации усилий, японцы пошли на планирование операций в расходящихся направлениях.
Задачей номер один становилось уничтожение авианосных сил Тихоокеанского флота США, а захват Новой Гвинеи и высадка в Северной Австралии отходили на второй план. Кроме того, японские военные были вынуждены направить часть своих отнюдь не безграничных ресурсов на защиту родных островов от любого будущего воздушного нападения. Флот увеличил радиус патрулирования, а армия направила дополнительные истребительные подразделения для защиты Японии. Для Были организованы четыре истребительные авиагруппы ПВО, примерно 250 самолетов - естественно, за счет снятых с передовой частей.
Еще до рейда Дулитла по приказу адмирала Ямамото Главный штаб ВМС Японии начал планирование операции по захвату архипелага Мидуэй (три острова - Сэнд, Истерн и Спит). Правда, приоритет у этого плана был невысокий: крохотные острова в центре Тихого океана казались куда менее привлекательной целью, нежели Новая Гвинея и Австралия. Однако теперь, когда главной задачей кампании становилось уничтожение Тихоокеанского флота США, все решительно менялось. Мидуэй мог стать отличной передовой базой японского флота, ведь до Гавайев отсюда не более 2000 км – радиус действия среднего бомбардировщика. Таким образом, именно рейд Дулитла стал прологом к ключевому сражению войны на Тихом океане, кардинально изменившему соотношение сил.
После рейда Дулиттла Тихоокеанский флот США имел в своем составе пять авианосцев: "Хорнет", "Энтерпрайз", "Лексингтон", "Саратога" и "Йорктаун". Если бы императорский флот встретился с американцами в бою, их превосходство в численности авианосцев должно было обеспечить им решительную победу, и ликвидировать потенциальную угрозу.
Но и в том случае, если авианосный флот противника не удастся уничтожить, захват Мидуэя серьезно сковал бы действия американцев, поскольку они оказались бы «под колпаком» у японских самолетов-разведчиков. Значит, любые будущие операции Соединенным Штатам придется начинать с западного побережья или Аляски, а это - огромные материально-технические и оперативные трудности.
Так или иначе, но уже 5 мая начальник Генерального штаба японского флота адмирал Нагано одобрил план Ямамото. Приказ № 18 позволял Ямамото "осуществить оккупацию архипелага Мидуэй и ключевых пунктов в западной части Алеутских островов".
Мидуэй станет главным поворотным пунктом Тихоокеанской кампании: японцы потеряют четыре крупных авианосца и цвет своего летного состава. Всего через полгода после начала войны Страна Восходящего солнца безвозвратно утратит инициативу, перейдя к стратегической обороне.
Некоторые цифры
В рейде участвовали 80 человек и 16 самолетов
Один участник рейда - капрал Леланд Фактор - разбился о скалы при приземлении на парашюте.
Два члена экипажей (сержант Фицморис и старший сержант Уильям Дитер) утонули в результате аварийной посадки на воду.
Восемь человек попали в плен к японцам, из них трое были расстреляны (Холлмарк, Фэрроу и Шпатц), еще один умер в плену (Медер).
Четверо пережили 40-месячное пребывание в японском плену. Еще четверо позже воевали в Европе и оказались в плену у немцев (все выжили).
Из уцелевших в ходе рейда 13 человек погибли до окончания Второй мировой войны (большинство – в ходе боевых действий).
В ходе операции авиагруппа TF-16 потеряла два самолета – один совершил аварийную посадку на воду из-за нехватки топлива, другой был сбит японской зениткой. Одному из моряков «Хорнета» вращающийся винт B-25 отрубил руку.
Пять японских моряков с японского патрульного катера были взяты в плен.
Пять рейдеров стали генералами:
- Джеймс Х. Дулиттл
- Джон А. Хильгер
- Дэвид М. Джонс
- Эверетт У. Холстрем
- Ричард А. Кноблох
Джимми Дулитл никогда не был капитаном или полковником. Он ушел в отставку в звании генерал-лейтенанта резерва ВВС (единственный за всю историю). В 1985 г. Дулитл был повышен до полного генерала специальным актом Конгресса.
3. TF-16 идет к берегам Японии
8. Итоги
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.