Моей дочери 16 лет, и она мечтает сменить пол. А я не могу понять, что делать, откуда ноги растут у этого желания. И нужно ли что-нибудь делать с этим? Может, просто подождать, когда само пройдёт?
Уже несколько лет мы живём вдвоём с дочерью, её папа – в другом городе. Мы обе с ним переписываемся, созваниваемся, иногда видимся. Отношения у нас хорошие, я считаю бывшего мужа своим другом, могу положиться на него в трудную минуту, сама поддерживаю его морально.
Поженились мы, когда обоим было под тридцать. Я долго не могла забеременеть, потом родилась дочка. Жили довольно трудно: работали много, а заработки были скромные. Но старались каждый месяц покупать дочери игрушки, мультфильмы, компьютерные игры. Лет в пять её комната была завалена всем этим богатством, мешок мягких игрушек она хранит до сих пор.
У дочки в детстве были длинные волосы, я ей вплетала красивые ленты, надевала нарядные платьица, всячески подчёркивала её женственность. Она любила вертеться перед зеркалом, считала себя красавицей.
Но вот она перешла в другую школу, а там в классе была очень красивая девочка, дочь на её фоне проигрывала. Сначала дочка искала свой стиль, потом стала подражать ей, ходила с ней парой. В эту девочку был влюблён одноклассник, которого «звезда» класса игнорировала, а моя дочка влюбилась в этого мальчика. Не знаю, чего в этом было больше – истинного увлечения или соперничества.
Надо сказать, что в одной из школ, где училась дочка, у неё были подруги с такими же идеями смены пола. Но те девчонки были некрасивыми, толстыми и мужеподобными, а у нашей дочери приятное лицо, большие глаза, белая нежная кожа, женственная фигура. На неё всегда обращали внимание мальчики, а когда она подросла, то и мужчины.
Однако в 14 лет она вдруг стала носить мешковатую одежду, широкие брюки, джинсы, майки, всякие балахоны, толстовки, скрывающие грудь. Движениями, походкой, разговорами, манерами начала подражать парням.
Сначала я подумала, что это просто мода такая, и ничего не предпринимала, только говорила дочери, что подобный стиль ей не идёт. Затем мне стало казаться, что это способ быть своей в компании мальчиков, в одного из которых она была безответно влюблена. Они стайкой бродили по нашему району, и дочь очень радовалась, если её принимали за парня.
Думаю, что свою негативную роль сыграл интернет. Года три назад дочь увлекалась японскими комиксами аниме и манга, персонажи которых зачастую андрогинны, то есть невозможно определить, парень это или девушка. Теперь она каждый день по нескольку часов общается в социальных сетях, там у неё масса знакомых с нетрадиционными взглядами и ориентацией. Я не ханжа, но мне кажется, это не её путь, а влияние моды, среды.
Дочь вообще впечатлительная, ранимая. Она любит мечтать, довольно много читает, в том числе классику. Смотрит кино, чаще всего триллеры и фильмы ужасов, анализирует их, пересказывает мне. В ней чувствуется сильное творческое начало, желание создавать что-то новое, своё. Писала стихи, сочиняла сценарии. Иногда лепит, мастерит какие-то поделки, украшения. Много рисует. Сейчас на её рисунках в основном парочки – двое юношей. С одним из них она явно отождествляет себя.
В 15 лет дочь заявила, что не хочет быть женщиной, что ей вообще неприятно разделение людей на два пола, что она очень некомфортно чувствует себя в своём теле, и уж раз нельзя быть просто человеком (без пола), то предпочла бы быть мужчиной, поскольку это проще. У нас с отцом случился шок, первые наши реакции были очень эмоциональными. Мой мир как будто рухнул.
Потом стала размышлять и поняла, что в метаморфозе дочери есть моя вина: я долгое время была слишком требовательной, авторитарной матерью, часто навязывала своё мнение, заставляла делать то, что считала нужным. И вот, когда мой ребёнок вырос достаточно, чтобы дать отпор, наконец проявилось то, что давно зрело: протест против родителей, против общества, против всего мира.
Возможно, я как-то нарушила психологическое равновесие дочери? Я была инициатором развода с её отцом, и она очень болезненно переживала наш разрыв. Потом я вышла замуж во второй раз, но брак был недолгим. Отчасти я повторяю судьбу своей мамы: она тоже дважды была замужем, всегда сама принимала решения, уже много лет живёт одна, и ей вполне комфортно.
Вот и мне лучше жить без мужчины. Недавно мой второй муж (я с ним тоже общаюсь после развода) сказал, что для меня слишком важно разделение людей на мужчин и женщин и это постоянно проявляется в моей речи. Сама я не замечаю этого, но, возможно, дочь замечает и подсознательно спорит со мной?
У неё теперь короткая стрижка, цвет волос меняется каждый месяц. Косметикой иногда пользуется, если есть настроение. Вообще это выглядит странно: вблизи она похожа на накрашенного парня, а на расстоянии видно, что девушка, ведь фигуру никакой одеждой скрыть нельзя. Пыталась бинтовать грудь, но я запретила, нашла для неё тугой топ. Несколько раз пыталась имитировать мужской член, я без скандала требовала убрать, потому что это неестественно. Сама себе удивляюсь: вынуждена стать терпимой. Не будешь же мотать нервы себе и ребёнку каждый день только потому, что у нас разные взгляды на жизнь.
Дочь с 15 лет стала говорить, что её никто не понимает и не может понять, что у меня устаревшие взгляды, что общество нуждается в обновлении. Все наши разговоры заканчивались её слезами и криками, как бы мягко я ни старалась рассуждать. Я тоже очень огорчалась, подскакивало давление, начинало болеть сердце. Поэтому теперь вообще не хочу говорить с ней на эту тему. Но ведь это не выход – просто молчать и ждать неизвестно чего. Я бы пошла с дочерью к психологу, не раз предлагала ей это, но она категорически против, заявляет, что всё нормально, никакой проблемы нет.
Конечно, дело не в нас, родителях, хотя нам с отцом очень неприятно видеть, как дочь уродует свою внешность и своё поведение, чтобы походить на парня, – дело в ней, ей всего 16, у неё впереди долгая жизнь. И будет ли она счастлива, если поменяет пол? Ведь это необратимое изменение. Не возникнут ли новые, более серьёзные проблемы? Мы сами не можем разобраться, нам нужна помощь. Будем рады вашему мудрому совету.
Из письма Анны