В 1966 году выпускник Высших курсов кинорежиссёров Георгий Юнгвальд-Хилькевич отправился на Одесскую киностудию снимать первый фильм. Молодой режиссёр сразу решил взяться за комедию, поскольку считал этот жанр самым трудным и говорил, что если удастся его покорить, то другие жанры дадутся куда легче.
Но это была не просто комедия, а с научно-фантастическим уклоном:
про робота-двойника, который помогал бы учёному-создателю решать проблемы. И называлась картина «Формула радуги».
Главному герою истории, мечтавшему вывести формулу радуги, надоело ходить по собраниям и планёркам. Чтобы избежать формальных заседаний и сосредоточиться на важных делах, он и собрал робота. Но случилось непредвиденное:
механизм вышел из-под контроля, из-за чего учёный начал влипать в курьёзные ситуации.
Задумывая лёгкую жизнерадостную ленту, авторы заложили в неё идею серьёзную и показать, что «роботизм», то есть прямое следование указаниям, - вещь опасная.
Бездушное и бездумное отношение к миру ведёт к хаосу,
что и продемонстрировал робот. Автор сценария Юрий Чернявский намекал, что своего рода
психологические роботы зачастую окружают нас в жизни: сидят в креслах, едут в ведомственных машинах, стоят за прилавками.
И, похоже, намёк разгадали те, кому в первую очередь и был адресован посыл, – киночиновники и цензоры.
Интересно, что в фильме, который снимали дебютанты (помимо Юнгвальд-Хилькевича в кино впервые работали и сценарист Юрий Чернавский, и операторы Вадим Авлошенко и Дмитрий Федоровский), собрался звёздный состав.
Главную роль сыграл Николай Федорцов, а компанию ему составили Раиса Недашковская, Зоя Фёдорова, Роман Ткачук, Савелий Крамаров, Иван Рыжов, Фрунзик Мкртчян, Георгий Вицин, Николай Гринько. В небольшой роли появилась 19-летняя Наталья Варлей, для которой «Формула радуги» стала фактически первой работой в кино.
Николаю Федорцову в отличие от коллег пришлось работать за двоих, поскольку он исполнял роли и учёного, и робота. Правда, менять внешность ради этого особо не требовалось, ведь машина обладала внешностью учёного. Единственное, что создавало сложность, - зубы. У робота они были идеальные, ведь он всё-таки совершенный механизм, так что Николаю приходилось носить накладки в эпизодах, где он представал электронным агрегатом.
Когда съёмки завершились, группу ждало разочарование. «Формула радуги» показалась чиновникам провокационной, а намёки на безапелляционность и склонность безоговорочно исполнять даже самые нелепые приказы – чрезмерно прозрачными. Наверняка
аппаратчики, посмотревшие ленту, узнали в герое-роботе собственные черты, поэтому безобидная на первый взгляд комедия отправилась на полку.
Не спасли картину даже громкие имена снявшихся в ней актёров. Зато Юнгвальд-Хилькевич так сработался с Николаем Федорцовым, что снял его в следующих двух картинах.
А когда вы узнали «Формулу радуги»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296