Где Абаза и где Таиланд?! Но если в Абазе многие сумеют правильно ответить на этот вопрос, то в Таиланде, пожалуй, ответ знают всего лишь два человека: это Юля и ее муж Артем, они там живут и работают.8 марта Юля звонила из Таиланда в Абазу и поздравляла бабушку Зинаиду Наумовну Русанову с Международным женским днем. Успокоила, что у них все нормально. Поинтересовалась здоровьем дедушки Ивана Ивановича.В очередной (и уже в бесчисленный) раз пригласила их к себе в гости.
– Какой нам Таиланд?! – улыбается Иван Иванович. – Нам здесь хорошо!
В конце февраля Ивану Ивановичу Русанову вручили памятную юбилейную медаль в связи с 75-летием Победы как участнику трудового фронта в годы Великой Отечественной войны.
Его поздравляли, а Иван Иванович взял и высказал затаенное:
– Мне бы нынче хватило сил сходить на гору...
Бор, что в двух шагах от дома Русановых, ему не интересен. В горах же другое дело: именно там его любимые ягодные и грибные места, в двух логах – Узком и Чернышевом.
В ноябре этого года Ивану Ивановичу исполнится 89 лет.
– Я родом из знаменитых Кулундинских степей – это в Алтайском крае, из деревни Георгиевка Благовещенского района. Сейчас, – с грустью говорит он, – этой деревни уже и нет...
– У нас был колхоз имени Первого мая. Там я начал работать в 1942 году. Нас, мальчишек, по весне сажали на лошадей, и мы таскали по полю бороны, влагу закрывали, – вспоминает Иван Иванович.
– За нами присматривал дед-старообрядец с окладистой седой бородой. Он сердился, когда начинали вдруг шалить, но если сами не могли сесть назад на лошадь – помогал.
– С началом войны из колхоза забрали всех добротных лошадей, оставили доходяг, – продолжает рассказывать Иван Иванович. – Тогда коров поставили под ярмо: на них пахали, возили, хлеб убирали.
В 1951 году он уехал из бедной деревни к сестре на строительство железнодорожной ветки Аскиз – Абаза к открывающемуся Абаканскому руднику. Начал работу на станции Сартак на дроблении скальника, который укладывали в железнодорожное полотно при строительстве моста через реку Таштып. Потом трудился помощником машиниста мотовоза, на котором доставлялись грузы в Абазу для строительства рудника и поселка.
Здесь он познакомился со своей будущей женой Зинаидой. Они вместе уехали в Усолье-Сибирское, но потом вернулись в Абазу.На станции Абаза Иван Русанов начал работу слесарем подвижного состава, потом – осмотрщиком, старшим осмотрщиком вагонов, Зинаида устроилась приемосдатчицей.
В 1964 году у них появился первый сын Юрий, а через четыре года – Василий. Оба окончили Красноярский институт цветных металлов, стали горняками.
Внук Семен, сын Юрия, по-шел по стопам старших Русановых: после учебы в Новосибирском институте железнодорожного транспорта занимается строительством мостов и тоннелей в Москве.
– В 1991-м ушел на пенсию, – рассказывает Иван Иванович, – а жена говорит: чем будешь заниматься, на диване лежать? Я заинтересовался резьбой по дереву, деревянными кружевами. Познакомился с мастером Виктором Никифоровичем Толстиковым. Он мне показал, научил. Я смастерил электролобзик, потом – токарный станок. К середине 90-х обшил и украсил свою поло-вину двухквартирного дома, потом соседи попросили заодно обшить и их часть.
Зинаида Наумовна отвлеклась от ящика для посадки огородной рассады и принесла деревянные чашу и фужер, которые сделал ее муж. В гостиной в серванте показали набор деревянной посуды, а в комнате на стене – кружевные деревянные багеты, панно. Иван Иванович резьбой украсил сервант, шифоньер, двери.
В маленькой столярке он показал инструмент, два токарных станка: первый – самоделка, а второй купили дети.
– Здесь у меня внук и внучка наперебой просились поработать на станке, – Иван Иванович улыбается, но говорит вполне серьезно: – Непорядок: внучке уже 30, внуку 32-й, детей нет.
О чем он думает в вечер своей жизни? О самом сокровенном. О правнуках, которых хотелось бы дождаться. О том, что ягоды и грибы нужно бы проверить в двух любимых логах. Опять же за свежими вениками надо будет сходить. Париться, не париться – а уж очень он любит дух русской березы.