Найти тему
Кот Банкнот

ЦБ обязал банки информировать клиента о блокировке счета

Фото: отрытые источники
Фото: отрытые источники

Замечательный закон для всех пользователей депозитных продуктов банка начал действовать накануне, с 28 марта 2020 года. Теперь банк обязан информировать клиента, если его счет был заблокирован.

Раньше этого не было. Раньше банк вообще не был обязан информировать клиента о блокировке счета, если она носит временных характер. Теперь придется.

Плюс это или нет? Давайте разбираться.

Редкие причины блокировки брать не будем, из общего списка они составляют около 4%-5%. Рассмотрим только две основных.

1. Подозрительные операции

Самая популярная причина блокировки. Происходит после совершения операции, которая банку могла показаться странной. Из личных примеров: перевод на Киви-Кошелек. Такие кошельки часто используются мошенниками и некоторые номера заносятся в «черный список» банка.

При переводе на такой номер (или даже на похожий номер) счет будет заблокирован до выяснения причин.

Еще одна популярная причина — обналичиванием/перевод «крупной» суммы. «Крупной» не просто так в кавычках. Операция может показаться подозрительной, когда снимаете/переводите и 300 000 рублей, и 2 000 рублей. Это зависит от многих факторов, которые знают только фрод-мониторинг и разгадать алгоритм невозможно.

По договору банки не должны были информировать клиентов об этом, но мой банк, и, насколько я знаю, все основные, отправляют SMS с фактом блокировки в любом случае.

Аресту подвергается только тот счет, по которому проводилась данная операция.

2. Обеспечительные меры

Самый мерзкий арест. И не всегда законный. Происходит, если у клиента банка есть непогашенные задолженности перед государством. Налоговые, штрафные, например. Или, если после суда за имущество клиента взялись судебные приставы.

По закону, банки обязаны арестовывать счета по первому требованию ФССП и ФНС при предоставлении постановления на арест. У банков тут просто связаны руки.

С информированием все еще веселее: сообщать клиенту об аресте должен взыскатель. Банк в этой ситуации является просто держателем имущества клиентов (считай, денег) и сделать ничего не может.

Аресту подвергаются все депозитные счета. Дебетовые карты, вклады, накопительные счета. Если у вас рассрочка с депозитным счетом, может быть арестована и она. Кредитные карты не имеют лицевого счета, на них не хранятся ваши деньги, поэтому арестованы быть не могут.

Точнее, могут, но потом взыскателя можно будет легко засудить, поэтому никто этого не делает.

Раньше банк мог об аресте тактично умолчать, а придя в магазин с жгучим желанием закупиться гречкой и туалетной бумагой, вы бы обнаружили замороженный счет. Теперь счет все равно будет арестовываться, но вы об этом будете знать сразу, с момента наложения мер.

Полезная ли функция?

На самом деле да, очень полезная. Решает много вопросов. Но в ней не хватает одного момента: лучше бы сразу указывали куда обратиться, если арест наложил не банк, а какой-нибудь ФССП.

Будьте финансово грамотными, берегите себя и свои деньги. Для этого можно почитать другие статьи на канале, например, про то, как избежать 13% налога на вклады. Или как банки разводят клиентов на кредит.

  • Подписывайтесь на канал, чтобы всегда быть в курсе банковских лайфхаков, новостей, статей с нюансами.
  • Ставьте лайки, они помогают мне отслеживать, какие темы действительно интересны аудитории.