Найти в Дзене
Смотри в Корень

Москвичка в Петербурге (финал)

Про Петербург, архив РГИА, немного про мошенников 19 века, а в конце будет котик. Утром своего заключительного дня в Санкт-Петербурге я снова приехала на Заневский проспект в РГИА. Выполнив формальности с пропуском и нарядившись в бахилы, я прошла через турникет и поднялась на лифте на третий этаж, где расположен читальный зал архива. Там мне выдали небольшую коробочку с десятком так называемых микрофильмов. Микрофильмы - это отснятые на рулонную пленку страницы особо ценных архивных документов, книг и пр., для чтения которых используются специальные читальные аппараты. Специально я читальный аппарат не фотографировала, не до того было. Но при взгляде на этот снимок можно понять, что в процессе чтения пленка перематывается вручную с одной катушки на другую, а на экране отображается кадр, находящийся под кареткой. Конечно, работать с микрофильмами не так интересно, как с бумажными документами: нет возможности что называется "прикоснуться к истории". Но у микрофильмированных архивных

Про Петербург, архив РГИА, немного про мошенников 19 века, а в конце будет котик.

Утром своего заключительного дня в Санкт-Петербурге я снова приехала на Заневский проспект в РГИА. Выполнив формальности с пропуском и нарядившись в бахилы, я прошла через турникет и поднялась на лифте на третий этаж, где расположен читальный зал архива. Там мне выдали небольшую коробочку с десятком так называемых микрофильмов.

Микрофильмы - это отснятые на рулонную пленку страницы особо ценных архивных документов, книг и пр., для чтения которых используются специальные читальные аппараты.

Кадр из микрофильма на экране читального аппарата.
Кадр из микрофильма на экране читального аппарата.

Специально я читальный аппарат не фотографировала, не до того было. Но при взгляде на этот снимок можно понять, что в процессе чтения пленка перематывается вручную с одной катушки на другую, а на экране отображается кадр, находящийся под кареткой.

Конечно, работать с микрофильмами не так интересно, как с бумажными документами: нет возможности что называется "прикоснуться к истории". Но у микрофильмированных архивных фондов есть несколько плюсов. Во-первых, на один визит в архив можно получить 10 микрофильмов, тогда как бумажных документов только 5. Это правило установлено приказом по архиву в целях соблюдения интересов всех исследователей. А во-вторых, на одной пленке могут располагаться несколько не очень больших документов. И потому в качестве бонуса иногда получается посмотреть то, что специально не заказывалось...

(Кстати, документ на фото выше - это страница из рукописи одной статьи, которая была запрещена цензурой для печати в газете "Северный Меркурий" в 1830 году. Что это за статья и почему ее запретили - напишу как-нибудь потом. Если интересно - подписывайтесь на канал).

Миниатюры сфотографированных архивных документов
Миниатюры сфотографированных архивных документов

Во время работы в архиве я старалась сфотографировать все как можно качественнее и полнее, чтобы потом дома все разобрать и проанализировать. На расшифровку времени я тогда не тратила. Но в одном из дел попался документ, который легко читался и при этом содержал в себе такой вопиющий признак подлога, что я даже не поверила сначала, что такое может быть. Ну, посмотрите сами.

Докладная записка статс-секретаря (РГИА. Ф. 772. Оп. 1. Д. 1011)
. Здесь для удобства чтения вместо фото, сделанного с читального аппарата, привожу  профессиональную копию документа, которую я включила в свою книгу "Смерть поэта, или "Так исчезают заблужденья...".
Докладная записка статс-секретаря (РГИА. Ф. 772. Оп. 1. Д. 1011) . Здесь для удобства чтения вместо фото, сделанного с читального аппарата, привожу профессиональную копию документа, которую я включила в свою книгу "Смерть поэта, или "Так исчезают заблужденья...".

В архиве Главного управления цензуры есть дело №1011 "О разрешении профессору П. А. Плетневу продолжения журнала "Современник". Этот г-н Плетнев через несколько месяцев после смерти Пушкина написал на имя министра народного просвещения Уварова прошение, чтобы тот попросил царя разрешить ему, Плетневу, издавать "Современник", хотя никаких законных оснований на то не было. Уваров по этому поводу якобы направил царю докладную записку, на которую был впоследствии получен вот такой ответ:

17 ноября 1837 года
№ 6379
№ 650
Милостивый государь Сергей Семенович!
Имею честь препроводить к вашему превосходительству рассмотренные Государем Императором 14-го сего ноября в Москве всеподданнейшие докладные записки ваши от 11-го ноября с означенными на них карандашом собственноручно Его Величества Высочайшими резолюциями на 1-ю № 161, о дозволении продолжать издание «Современник»: «согласен», и 2-ю № 162 об утверждении состоящего при Ришельевском Лицее магистра Земнецкого цензором при Одесском цензурном комитете «согласен».
Имею честь быть с совершенным почтением и преданностию
вашего превосходительства покорнейший слуга
Александр <подпись неразборчива>
№ 1789
С. Петербург
17 ноября 1837
Его Пре-ву С. С. Уварову.

Вас ничего не смущает в этом документе? Вот лично я не понимаю, каким образом государь-император, находясь в Москве, мог 14 ноября завизировать докладную записку, составленную 11 ноября в Санкт-Петербурге, так, чтобы 17 ноября об этом уже доложили автору записки. Железнодорожное сообщение между двумя столицами открылось только в 1851 г., а до этого события почта в одну сторону шла минимум неделю...

Если государь-император не давал г-ну Плетневу разрешения на издание "Современника", то получается, что люди, занимавшие в 1837 году высокие государственные посты, совершили подлог, в результате которого популярный журнал, основанный Пушкиным, был отнят у его законных наследников и оказался в руках мошенников. Я ничего не придумала, в деле это четко прослеживается. И это не единственная заслуживающая внимания информация, которую получилось извлечь из документов, сфотографированных во время визита в архив.

В общем, поездка в Петербург удалась: и цель была достигнута, и побродить по городу, разглядывая всякие интересности, получилось.

В заключении - впечатления от поездки, о которых пока еще не рассказала.

Памятник воинам Первой мировой войны у Витебского вокзала.
Памятник воинам Первой мировой войны у Витебского вокзала.

Памятник русским воинам, уезжавшим на фронты Первой мировой войны, мне показался очень трогательным. Крест, стилизованный под железнодорожный вагон, уносит героев в вечность, на их лицах - мужество и достоинство. Крылатая фраза "русские не сдаются!" впервые прозвучала именно в Первую мировую войну, и автор памятника, как мне кажется, смог создать достоверные и убедительные образы людей, на деле доказавших, что это именно так и есть.

Фотографии Царскосельского парка в солнечный день просто не могут быть некрасивыми даже если фотограф не профессиональный. Я очень старалась... Полистайте галерею.

Этого представителя усатых-волосатых я сфотографировала уже перед самым отъездом домой. Котик шел по своим делам и никак не хотел позировать несмотря на мои веселившие прохожих уговоры позволить запечатлеть его фотомордочку для показа в Москве.

Вот такой была моя поездка в Санкт-Петербург. Очень люблю этот город. Для меня он символ того, что жить с достоинством можно в любых обстоятельствах. В любых. Не для кого не секрет, что в Петербурге можно встретить много всего неприятного и даже мерзостного. Но я об этом не пишу, потому что верю, знаю, что город будет жить и оставаться самобытным и прекрасным вопреки всем и всему, кто эту мерзость сеет.

-7

Смотрите также

Москвичка в Петербурге (ч.1)

Москвичка в Петербурге (ч.2)

Москвичка в Петербурге (ч.3)

Книгу, ради написания которой предпринималась поездка в Петербург, можно найти по этой ссылке.