В августе 1941г высшие государственные деятели США и Британии собрались в Ньюфаундленде для составления исторического документа, получившего впоследствии название «Атлантическая хартия». Во время одной из первых неофициальных бесед Ф. Рузвельта и У. Черчилля, между ними состоялся обмен мнений относительно происходящих в мире событий. Очень любопытно, что Черчилль был совершенно убежден в том, что СССР обречен на скорое поражение, и пытался убедить в том же своих американских коллег.
Эллиот Рузвельт, присутствовавший при этом, пишет в своих мемуарах:
«В тот вечер все мы были во власти Уинстона Черчилля, и он все время сознавал это. Отец [Ф. Рузвельт] лишь изредка задавал ему вопросы, подталкивая его, заставляя его говорить.
Он [Черчилль] рассказывал о ходе войны, о том, как одно поражение следовало за другим. "Но Англия всегда выигрывает войны!" Он довольно откровенно рассказал нам, как близки были к поражению его соотечественники, "…но Гитлер и его генералы оказались тупицами..."
Был момент, когда в тоне Черчилля звучала настойчивая просьба:
— Это для вас единственный выход! Вы должны выступить на нашей стороне! Если вы не объявите войны, я повторяю, если вы не объявите войны, не ожидая первого удара с их стороны, они нанесут его, когда мы уже погибнем, и этот первый удар может оказаться для вас и последним!
Но хотя слушатели и заметили у Черчилля этот оттенок просьбы, вся его манера держаться создавала впечатление неукротимой силы, которая прекрасно справится и сама — да, да, справится, — даже если мы не внемлем его предупреждению.
Время от времени отец вставлял вопрос:
— А русские?
— Русские! — в тоне Черчилля послышался пренебрежительный оттенок, но затем он, казалось, спохватился. — Конечно, они оказались гораздо сильнее, чем мы когда-либо смели надеяться. Но кто знает, сколько еще…
— Значит, вы считаете, что они не смогут устоять?
— Когда Москва падет… Как только немцы выйдут в Закавказье… Когда сопротивление русских в конце концов прекратится…
На все вопросы Черчилль отвечал четко, без оговорок, без всяких "если"; в сопротивление русских он не верил или верил очень мало. Он вел крупную игру в этот вечер. Он старался внушить нам, что львиная доля ленд-лиза должна принадлежать британскому льву; что всякая помощь Советам приведет лишь к затяжке войны, а в конечном счете, и притом несомненно, — к поражению; и с тем большей убежденностью он приходил к своему единственному выводу:
— Американцы должны вступить в войну на нашей стороне! Вы должны вступить в войну, чтобы не погибнуть!»
Как видим, «величайший британец всех времен» глубоко заблуждался относительно боеспособности Красной Армии. Советский Союз не только выстоял, но и внес решающий вклад в разгром фашистской Германии.
Обратите внимание, Черчилль говорит, что Британия была очень близка к поражению, но «...Гитлер и его генералы оказались тупицами». Без сомнений, речь о Битве за Дюнкерк. Прижатые к морю британские войска были в шаге от катастрофы, но преследовавшие их фашисты, вдруг, остановились и позволили противнику эвакуироваться. Конечно, дело тут не в «тупости», Гитлер осознанно пощадил британцев. Зачем он это сделал - тема для отдельной статьи. Обсудим как-нибудь, при случае.
Как бы то ни было, Гитлер в Дюнкерке показал британцам, кто есть кто. Именно поэтому Черчилль, не смотря на всю браваду, прямо говорит о гибели Британии и США в случае их несогласованных действий. И если на счет США еще можно поспорить, то уж англичанам быть бы по итогам войны битыми, если бы не Советский Союз.
Источник: Рузвельт Э. Его глазами / Пер. с англ. А.Д. Гуревича и Д.Э. Куниной. Под редакцией И.Е. Овадиса — М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1947.