В Центр помощи заемщикам пришло письмо от Марии:
У меня есть кредитка самого популярного банка - на 180 тысяч. Она потрачена в ноль, я вношу минимальные платежи. Но потом снова трачу в ноль, и снова вношу минимальный. В общем, долг не уменьшается, свободных денег, чтобы погасить ее нет. Но я смирилась, так что просто плачу их почти 40 годовых, надеюсь, что смогу в течение года решить что-то с работой - планирую смену сферы деятельности.
Теперь в связи с карантином возникли проблемы на работе. Новая профессия еще не приносит достаточно денег, на основной в марте стало меньше клиентов - доходы упали. Я пошла в МФО, чтобы взять немного наличных и погасить минималку по кредитке - там огромные штрафы за просрочку, и чтобы не портить кредитную историю. Решила, что лучше возьму наличные на это дело, позже у кого-нибудь перезайму. В итоге получила зарплату, отдала микрозайм, но проценты почему-то остались. И вдруг выросли. Теперь звонят с угрозами. Дают маленький срок на погашение, а я теперь вообще сижу дома из-за COVID-19 в отпуске за свой счет до 5 мая.
К тому же, я сижу дома на карантине, никуда не уйти, боюсь, что придут домой. Подруга рассказывала, что ее года два назад так осаждали, что она чуть не сошла с ума. Приходили утром, звонили в дверь не переставая. Она не знала куда деться, на стены лезла. Боюсь повторения сценария, что мне делать? В карантин ехать некуда, к друзьям не переедешь, к родителям ехать боюсь - они старенькие.
Скажите, это вообще законно? Что мне делать?
Наш ответ коротко: нет, это незаконно.
Теперь подробнее.
Идея №1. Физического вреда они вам не нанесут.
За это им грозит уголовная ответственность. Все, что они могут - это осуществлять психологическое давление, применяя манипуляции разного рода. Здесь в ваших руках не поддаваться давлению. Это лишь ухудшит ваше психологическое состояние, а это и есть их цель - расшатать вас.
Идея №2. Не стоит бояться контакта с ними.
Вы можете не брать трубку, однако это будет держать вас в постоянно напряжении. Каждый звонок с незнакомого номера вы будете рассматривать как угрозу. Из-за за этого у вас может развиться тревожность. Тогда вы станете уязвимы для того, чтобы они выколотили с вас больше денег, чем вы реально должны.
Идея №3. Вам необходимо подготовиться к контакту.
Вам необходимо обратиться к закону. Попросите у звонящего, чтобы представился, назвал свои ФИО, паспортные данные, какую компанию представляет, согласно какому договору действует. Пообещайте "пробить" его. Зачастую, после ваших вопросов коллектор сам не захочет с вами общаться.
Мы уже рассказывали, что один из наших клиентов списал 73% долга с помощью переговоров, используя нашу методичку. Все дело в том, что именно вы говорите коллектору.
Идея №4. Вам необходимо выяснить точную сумму долга.
Задайте этот вопрос звонящему. Сколько они хотят получить с вас денег и на каком основании. Вы сказали, что выплатили долг. А почему выросли проценты? Не бойтесь выяснять подробности. Вы имеете на это право.
Напишите нам, в какой организации вы брали займ, мы пришлем вам шаблоны заявлений, как правильно выяснить у них все подробности и расставить точки над i.
Тогда звонков больше не будет и вы сможете спокойно спать по ночам.
Вывод: бояться не нужно. Вы в сильной позиции.
Не нужно ждать, что как-то все разрешиться само. Действуйте первой!
А что вы думаете про МФО и коллекторов? Есть у вас опыт общения с ними?