Навыки тайм-менеджмента пригодятся каждому – и ребёнку, и взрослому, вне зависимости от того, идёт ли речь о карантинных или обычных буднях. Интересно отметить, что у девочек организовывать своё время получается гораздо успешнее, чем у мальчиков. Именно с этой особенностью и связывают то, что мальчики реже выполняют домашнее задание полностью и чаще забывают что-то сделать. Поэтому-то крылатая фраза «А голову ты дома не забыл?!» привычно обращена именно к мужской половине человечества.
В любом случае нетрудно представить, почему детям так не нравятся всякого рода расписания. Кому из нас хоть раз в жизни не хотелось выбросить будильник в окно? Все эти бесконечные рутинные походы в банк и на почту, прохождение техосмотра, оплата коммунальных платежей очень угнетают.
Но есть и хорошие новости – тайм-менеджменту можно научиться. Постичь эту нехитрую науку могут и стар, и млад. В её основе лежат самодисциплина и умение прогнозировать и расставлять приоритеты.
Прежде чем перейдём к советам, стоит сказать пару слов о том, как же воспринимают дети разных возрастов такую сложную субстанцию, как время.
⌛ Для совсем маленьких существует всего два временных отрезка – сейчас или не сейчас.
⌛ К 5-6 годам у детей уже формируются понятия о прошлом, настоящем и будущем.
⌛ Дети 7-10 лет уже неплохо ориентируются по часам и разбираются в календарях.
А то, каким образом вам удастся приучить ребёнка правильно распоряжаться временем, напрямую зависит от возраста.
Итак, с чего же начать?
1. Прежде всего, и себя, и ребёнка стоит убедить, что планирование это увлекательно и порой очень даже весело. Можно, например, смастерить семейный календарь на Апрель своими руками. В качестве примера можно взять адвент-календарь из нашего Зимнего альбома. Пусть ребёнок поможет сделать его ярким и красивым, а вы займётесь технической составляющей. Используйте разноцветные стикеры, вырезки из журналов, цветные карандаши и блёстки. Дайте волю фантазии!
2. Что вносить в календарь? Нужно отдельно выписать все дела в две колонки – старое и новое. К старому отнести всё, что ребёнок привык делать каждый день (умываться, чистить зубы, рисовать, играть и т.д.). Новое же – всё, чем вы давно хотели заняться дома с семьёй, но для чего не могли найти время и возможность. Идеи бесплатного семейного досуга ищите в наших статьях (15 идей: чем занять ребёнка на карантине и 5 идей для семейного досуга).
3. Распределите все домашние дела и праздники (дни рождения, генеральные уборки, совместные киносеансы или другие события) по дням вашего календаря. Нет ничего эффективней наглядной демонстрации. Иногда кажется, что времени до какого-то момента ещё полно, но на деле это не совсем так – и убедиться в этом легко, просто взглянув на календарь.
4. Чтобы никто из членов семьи не терялся во днях, календарь должен обязательно висеть на видном месте. Например, в одной из самых посещаемых комнат – кухне. Он отлично бы смотрелся на холодильнике. А ещё помог бы избежать вопросов – «Мам, а скоро новый год?», «Пап, а когда лето?». Теперь ребёнок может своими глазами увидеть, что нескоро.
5. Можно также составить свой личный календарь для каждого члена семьи. При этом нужно обязательно обозначить главную и промежуточные цели (например, научиться читать 60-100-120 слов в минуту; сделать 15-20-40 приседаний в минуту; собрать пазл). А в конце месяца можно подвести итоги и поделиться успехами.
6. Обязательно должен быть и план на день, где прописывались бы время отбоя и подъёма, обеда и зарядки. Можно составить для всех членов семьи чек-лист с делами, среди которых обязательно нужно прописано время на отдых и развлечения (мы же не в армии, в конце концов).
7. И самое важное – не забывайте, что вы, скорее, тренер, чем менеджер. А значит, должны поддерживать и хвалить ребёнка. А главное – разговаривать с ним на одном языке. Превратите рутину в игру. Например, представьте, что вся семья – команда пиратского корабля. Папа – капитан, мама – старпом, а дети – команда. Как капитан или его помощник распределите судовые обязанности и обозначьте территорию. Пусть рабочее пространство станет каютой капитана, кухня – камбузом, ванная – океаном, а детская – островом сокровищ.
А как вы относитесь к планированию? Ведёте ежедневник, пользуетесь органайзером или держите все дела в голове?
Ещё больше интересных статей и идей для досуга вы сможете найти на нашем канале «Море идей».