Конструкторы самолета Ту-116 верили, что стратегический бомбардировщик – самый естественный борт номер один для лидера ядерной сверхдержавы.
Шерстяные монгольские ковры, хрустальные плафоны, мягкие пружинистые диваны-уголки – знакомые многим реликвии советского быта. Эти символы зажиточности и достатка встречались не только у номенклатурного середняка, но на госдачах и в ведомственных здравницах. Но мало кто знает, что знаменитая мода на ковры и хрусталь не обошла стороной даже первый советский правительственный самолет Ту-116 - атомный птеродактиль Никиты Хрущева.
Хрущевская оттепель породила удивительный дипломатический парадокс. Для установления культурных и экономических связей с внешним миром было принято незаурядное решение создать самолет для первого лица страны из… стратегического бомбардировщика Ту-95. Нетривиальный выбор, если учесть, что с самолета Ту-95 в 1961 году будет сброшена «Кузькина мать» - бомба, мощность которой в 10 тысяч раз превзошла взрывы в Хиросиме и Нагасаки.
Впрочем, все это будет чуть позже. А пока – перед конструкторами первого спецборта была поставлена беспрецедентная задача: переоборудовать бомбардировщик под самолет повышенного комфорта. По замыслу, «дипломатичный» вариант брутального Ту-95 должен был олицетворять престиж и мощь целого государства, а также быть максимально просторным и комфортным. Для этого проектировщики ампутировали у Ту-95 основные атрибуты военной мощи - все оборонительное и бомбардировочное вооружение. В освободившееся пространство установили четыре салона, которые вмещали 24 человека, 10 из которых - вооруженная охрана. Вход в салон был не с привычной теперь носовой части, а в хвосте самолета. Поэтому главный пассажир сначала проходил гардеробную, кухню, помещение для сопровождающих и только потом попадал в свои апартаменты. Первые два помещения были отделены от коридора отъезжающими дверями - как в купе поезда.
Выбран «купейный» стиль был неслучайно. Он стал своего рода антишоковой терапией. В конце 50-х годов авиаперевозки были в новинку даже руководителям ЦК партии и на борту создавалась домашняя земная обстановка.
В самолет был оборудован и шикарный курительный салон на пять человек. Гастрономический тыл прикрывался личным поваром и кухней. Кто знает, возможно, там варилась так любимая Никитой Сергеевичем кукуруза…
Век Ту-116 оказался коротким и бесславным. Ни на одном из двух переоборудованных самолетов генсек так и не слетал. Ту-116 строился, в первую очередь, для подстраховки программы нового пассажирского самолета Ту-114, который лучше подходил для дипломатических перевозок. Полвека Ту-116 незаметно отлетал в Дальней авиации, а в 90-х был списан и отправлен в Музей гражданской авиации в Ульяновске. Правда, интерьер самолета разглядеть уже не удастся. Он сгнил, оставив после себя ржавые отсеки и пару мифов о партийной роскоши.