Здравствуйте, друзья!
Когда несколько дней назад я писала о любимых ролях ушедшей от нас Инны Макаровой, в конце статьи я попросила: напишите, какая ее роль самая-самая для вас.
Ожидала, что большинство скажет: Любка из "Молодой гвардии" или Варвара из фильма "Дорогой мой человек". Была удивлена тем, что большинство назвало самой любимейшей роль непутевой Дуськи Кузиной из кинофильма "Женщины". Я тоже считаю эту роль таковой. Поэтому сейчас хочу поговорить именно об этом персонаже. И лишний раз отдать дань памяти Актрисе.
На фоне положительной Катерины и трогательной Али Дуся выглядит как чужеродный элемент. Кажется, что ничто не может связывать ее ни с которой. На первый взгляд, у нее нет такой же цельности натуры, ума, желания учиться, стремления становиться лучше.
И все-таки "неправильная" Дуся - та частичка, без которой сам портрет женщины в глобальном его смысле не представляется возможным.
Насколько я знаю, актриса очень хотела исполнить роль именно Дуськи Кузиной. И ее можно понять: такая многогранная, сложная личность - подарок для любой актрисы. Сыграть женщину в развитии, проходящую долгий путь к себе, ошибающуюся, встающую и идущую дальше после падений - кто не мечтает об этом.
В начале фильма мы видим Дусю действительно дремучим человеком, который кроме как о себе, своей пользе, не способен думать. Самое главное в жизни - это купить пальтишко и ботиночки на меху. Дусе хочется "хорошо устроиться". Она имеет всего два класса образования, источники ее знаний, университеты, которым она доверяет - вахтерши и лифтерши. Вооруженная познаниями, полученными из бесед с ними, Дуся вполне уверена, что знает, как ей проживать свою единственную жизнь.
В новом пальто Дуся чувствует себя другим человеком. Вот оно, счастье. Но в этот момент она знакомится с Катериной Бедновой, мастером с мебельной фабрики. Становится ясно, что прежде она мыслила слишком мелко.
Катя открывает Дусе другой взгляд на жизнь. Оказывается, бывает и такое, что люди помогают друг другу бескорыстно, просто так. Дуся встает на новую ступеньку жизни. И, кажется, вот-вот изменится что-то в ее приоритетах. Ей хочется быть такой, как Катя.
Но увы - Дуся и в этот раз выбирает себе неверный образец для счастья. Правда, теперь это не пальто. Грубо говоря, на место любви к вещам приходит просто любовь. Дуся ищет ее изо всех сил. К сожалению, ей не достает ума и мудрости распознать, где настоящая любовь, а где пошлость и грязь.
Дуся приобретает модный шик, теперь она в прекрасной обертке - платья, бусы, прически. Но внутри под красивой обложкой - все та же деревенская Дуська, которую жизнь учит-учит, да все без толку.
Вскоре Евдокия приводит на фабрику Алю. Аля влюбляется в Катиного сына, Женю. Стараниями Кати, не желающей для сына такой невесты, Аля вынуждена уехать к себе домой.
И именно здесь мы, наконец, видим то, что ждали весь фильм. Новую, изменившуюся, понимающую, для чего стоит жить, Дусю.
Именно Дуся прибегает к Катерине и стыдит ее за Алю. Недалекая, ни о ком прежде не думающая Дуся вдруг просыпается от своей долгой спячки. Она начинает ощущать и чувствовать чужую боль, сопереживать, беспокоиться за кого-то, кроме себя.
По сути, именно благодаря ей удается не разрушить отношения между Женей и Алей. И, что еще важнее, между Женей и его матерью. Она спасает обеих подруг. Совершает поступок не ради себя любимой, а ради тех, кто давно разуверился в ней.
И сцена диалога между внезапно черствой Катей и неожиданно чуткой Дусей - это новая точка отсчета для нашей героини. Есть уверенность, что теперь в ее жизни все пойдет по-другому. Не будет Жорок, Юрок. Возможно, не будет и того самого ребенка из детского дома, о котором Дуся мечтает. Но обязательно будут две ее подруги, Катя и Аля.
Когда-то Катя сказала Дусе - мол, хочу сделать из Альки то, что из тебя не смогла. Так вот, теперь Катя может гордиться. Она все-таки смогла сделать из Дуси человека, который даже ей, такой правильной, преподал урок человечности.
Удивительное нравственное перерождение, удивительный персонаж. И совсем неудивительно, почему этот персонаж так любим зрителями.
Мне кажется, такое сложное перерождение героини - через падения, слезы, нелюбовь - к благородству души, могла сыграть только Инна Макарова. Актриса, умеющая препарировать человеческую суть ювелирно и искусно, и доносить через экран до зрителя эту самую душу простой русской девчонки, девушки, женщины, словно самый драгоценный подарок.
Уважаемые читатели, я написала всего лишь о своем личном восприятии персонажа, возможно, у вас другое мнение - это все естественно. Главное - давайте не будем, как это иногда случается в комментариях, принижать чужое мнение, ставить диагнозы и считать себя единственной истиной.
Буду рада услышать ваши мысли по теме статьи :)