Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Певица Elvira T. Авторская поп-музыка.

Оглавление

Эти роли не для нас, не играли мы сейчас, я забытая, разбитая, убитая я», - в начале 2010-х годов эти строчки из припева песни «Всё решено» засели в памяти многих меломанов. Композицию, ставшую хитом, спела доселе никому не известная 15 летняя девчонка из Саратова по имени Эльвира Тугушева. Девушка подписывала своё творчество незамысловатым псевдонимом, сохранив данное при рождении имя и первую букву фамилии в латинском написании, и вошла в музыкальную культуру как певица Elvira T.

Она стала одним из открытий в отечественной поп-музыке начала второго десятилетия нашего века. Это было как раз то время, когда облик российской поп-культуры начал стремительно меняться, и «появление» юной саратовчанки на музыкальном небосклоне оказалось своевременным и очень показательным. Сегодня она одна из тех, чье творчество разительно выделяется на фоне того пласта музыкальной культуры, который мы уничижительно привыкли называть попсой. За десятилетие творческой деятельности девушка спела немало хитов и выпустила четыре альбома. Свежая пластинка «На кухне» появилась в начале текущего года, явив нам образец добротной авторской поп-музыки. По этому пути певица шла с самых первых своих шагов в музыкальной карьере и успешно сохраняет своё амплуа, создавая разноплановые и интересные треки

Девочка из интернета. Путь к славе.

Двухтысячные годы оставили после себя воспоминания об облике «типичной отечественной попсы». Это было время продюсерских проектов, одинаковых мальчиков и девочек, многочисленных бойс- и герлз- бэндов, которые делали хиты, формируя музыкальный теле- и радио репертуар. При широком распространении и популярности интернет-технологий проводником в мир массовой культуры для зрителя и слушателя в основном оставался телевизор, где торжественно «восседал» пантеон одних и тех же признанных звезд, а новые артисты кропались на многочисленных вокальных проектах и телешоу, таких как «Фабрика звезд», «Народный артист» и прочие. Музыкальные телепроекты был если не единственный, то самый надежный путь начинающего артиста к зрителю. Детство Эльвиры пришлось как раз на двухтысячные годы. Мечтая стать артисткой, девочка смотрела популярные телепроекты и хотела оказаться в числе участников, но когда она подросла и стала создавать собственные треки «эра телепроектов» прошла. Рубеж 2000-2010 годов ознаменовался затишьем в мире музыкальных шоу, всякие «Фабрики» уже закончились, а «Голос» ещё не появился. В то же время на смену телевидению стал приходить интернет, в прошлом десятилетии окончательно ставший альтернативой ТВ. Стремительно развивались и обретали популярность аудио и видео хостинги, которые стали новым местом встречи творческих людей с их аудиторией. Засилье интернета существенно поменяло «систему координат» и «правила игры» в российской поп-культуре. Теперь новые звезды рождались уже преимущественно не на ТВ, что возымело двоякий эффект. Сейчас мы все привыкли к тому, что «из интернета» к нам часто приходят всевозможные фрики, странные и порой даже шокирующие явления, а хорошие артисты там пробиваются редко. Однако, это не так, и у этой «интернет-медали» есть и обратная сторона. И история певицы Эльвиры Тугушевой – тому подтверждение.

Для молодых провинциальных самородков соцсети стали новой возможностью быстро заявить о себе и обрести популярность в одночасье, не слоняясь по продюсерским центрам с мантрой от юмористки Елены Воробей «Ну возьмите меня».

Продюсеры в жизни Эльвиры были, но началось всё именно в интернете. В 15 лет девочка, используя имеющиеся ресурсы, сделала запись своей песни. Это был тот самый хит «Всё решено». Она выложила его в соцсеть, и песня «зашла аудитории». В 2010-м эта дорожка была ещё не проторенной, девушка стала одной из первых ласточек, прилетевших на эстраду из интернет пространства. Её пример стал показательным, и именно поэтому творческий путь данной артистки интересно рассматривать через призму изменившихся музыкальных реалий. Артисты, создающие музыку в традициях «поп-культуры», но несколько не вписывающиеся в формат, существовали во всех эпохи, однако как правило они не добивались широкой популярности на уровне всей страны и, даже выпуская профессиональные диски, оставались «широко известными в узких кругах». Эльвире Т на заре интернет-эпохи удалось не только вписаться в формат, но и «уловить волну», оказавшись на гребне расширения и смены представлений об облике поп-артиста.

Старт певческой карьеры Эльвиры Т получился в лучших традициях вдохновляющих историй о звездах эстрады. На получившую популярность в сети композицию обратили внимание продюсеры. Узнав место жительства юного дарования, они приехали в Саратов, чтобы пообщаться с матерью девочки, так как та ещё была несовершеннолетней, и первый в звездной карьере контракт был подписан.

Творческий облик и яркие работы

В творческой жизни Эльвиры песня «Всё решено» примечательна, скорее, своей исторической ролью, нежели творческой составляющей. По большому счету, это был вполне привычный для того времени поп-хит с элементами ломанной мелодики и характерной яркой припевной частью.

Хит вошел в дебютный полноформатный альбом исполнительницы «Одержима» аж в трех вариантах, помимо оригинальной записи было сделано два ремикса.

Первая пластинка раскрыла слушателям разные грани творчества молодой артистки, обозначив характерные черты творческого почерка. Музыка Эльвиры Т соответствовала трендам сближения «поп-мелодики» с эстетикой хип-хопа. Во многих композициях как на первом альбоме, так и в дальнейшем присутствуют речитативные фрагменты в сочетании с яркими «певучими» частями, где достаточно сильный голос исполнительницы проявляется во всей красе. В жанровом эквиваленте многие работы певицы близки к «современному RNB» в его российской вариации. В то же время в её песнях чувствуется авторский подход, глубоко личное и прочувствованное содержание умело «вставлено» в современную модную музыкальную оболочку.

Для симпатичной молодой девушки, поэтессы и композитора «попадание в руки продюсеров» могло выйти боком. Популярная культура хранит немало историй о том, как юные таланты с обретением популярности теряли свою первозданность. Эльвира вполне могла бы пойти по их стопам и пополнить ряды артисток, в чьем облике ставка делается скорее на визуально-эротическую, чем на вокально-поэтическую составляющую. Но девушке надо отдать должное, она смогла этого избежать и найти золотую середину, развиваясь в направлении «осмысленной поп-музыки», которая идет от сердца и является следствием природного таланта исполнителя. В числе многочисленных треков первого альбом была простая и «угловатая» по форме, но проникновенная по содержанию композиция посвященная маме.

Лично для меня открытие певицы Эльвиры Т связано с композицией «Такси», которая вышла в качестве сингла в 2016 году и прозвучала в кинофильме «Жених». Данное кино я не смотрел и с песней познакомился, как с «самой по себе». Конечно, живя в России в двухтысячных, главный хит певицы «Всё решено» невозможно было не слышать. Поп-культура в нашей стране работает таким образом, что песню можно прекрасно знать, но не иметь представление о том, кто её исполняет. Именно так произошло в моём случае, в те годы я не слишком внимательно следил за развитием музыкальной индустрии, и песня прошла «фоном».

А вот песня «Такси», что называется, сыграла «на контрасте». У меня возникло ощущение, будто бы её исполняет артист «не из мира эстрады». Почти речитативная певческая манера сочеталась с проникновенным исполнением и глубоким чувством. Из множества песен о любви, спетых на нашей эстраде, «Такси» представляется композицией очень самобытной.

Это тот случай, когда «говорящая» песня цепляет гораздо сильнее, чем «мощно спетая». Здесь есть место глубоким эмоциональным переживаниям, внутренней трагедии, лирическая героиня стремится разобраться не только с чувствами, но и с самой собой. Песен, внешне повествующих об отношениях, но при этом наполненных более глубоким содержанием, в творчестве Эльвиры немало. Например, заглавная песня третьего альбома «Зараза», где намеками проходит тема «зависимости».

Из свежих композиций певицы оригинальный авторский стиль ярко проявляется в композиции «Без одежды». При явном эротическом подтексте композиция звучит эстетично и совсем не пошло, умеренная провокация в тексте песни представляется своеобразной «изюминкой», а подача предрасполагает к тому, что содержание не стоит трактовать «однобоко». Песня вовсе не о том, о чем кажется на первый взгляд. Такой приём «переноса внимание» оказался удачной фишкой.

Многие композиции певицы чувственные, в музыкальном пространстве на стыке «поп» и современного русскоязычного RNB она транслирует эмоциональность и лиризм.

Есть в её творчестве место и «типично-женским», провокационным и модным темам. В альбоме «Зараза» она спела: «Мой парень – псих» и «Я полюбила бандита» Тенденциозно данные композиции близки к «Влюблена в МДК» Клавы Коки и многими другими. Эту же линию в творчестве певицы отражает песня «Не будь дурой», где актуальность и «злободневность» тематики удачно сливаются с лирико-драматической составляющей и узнаваемым творческим почерком певицы.

Пару слов нужно сказать о музыкальной составляющей и аранжировках. Здесь также наблюдается сосуществование разных подходов. Записав свою первую песню под привычный для поп-музыки «электронный бит», исполнительница, начиная уже с первого альбома, уделяет внимание живым инструментам. Использование акустической гитары добавляет музыке естественности, глубины и внутренней гармонии. В песне «Такси», а также в заглавной композиции нового альбома «На кухне» гитарному звучанию вообще уделена решающая роль. К тому же певица создает акустические версии своих песен.

Работая в рамках коммерческого проекта, девушка демонстрирует удивительный баланс между массовым и элитарным, модным и оригинальным.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Обращаю внимание на то, что в статье я излагаю свой взгляд на творчество певицы, который может не совпадать с мнением некоторых читателей.

В комментариях к данной публикации прошу корректно излагать свою позицию, не переходить на личности и не опускаться до оскорблений.

Слушайте хорошую музыку любых жанров и помните, что нет более субъективной науки, чем музыковедение.