Большинство мировых культур определяют род человека патрилинейно, по отцовской линии, тем не менее встречаются представители матрилинейности, наследование имени от матери. В таких странах как Индонезия, Филиппины, Вьетнам – матчество используется до сих пор. В последние годы и в России стали появляться матронимы или матчества, которые дают своим детям одинокие матери. Так стали появляться Натальевичи или Анновичи. В дореволюционной России матронимы были не редкостью, особенно в глубинке. Если у матери было несколько детей и от разных отцов, их называли по женскому имени. Так удобно. Но это не единственная причина.
Так на Руси был Олег Настасьич, внебрачный сын князя Ярослава Владимировича, рожденный от наложницы Настасьи. Возможно происхождение многих русских фамилий типа Машкин, Татьянин, Софьин, Любавин или Вдовин связано именно с таким незаконным, внебрачным происхождением. Впрочем матчество могло появится и случаях вполне законного брака, когда мать по той или иной причине была более важней для судьбы человека.
Так же матчество напрямую связано с социально активными, яркими женщинами. Один из самых известных примеров в русской истории, жившая в XV веке Марфа Посадница, вдова новгородского посадника Исаака Борецкого. Её сын в летописи называется Марфин. Так же младший сын Мстислава Великого известен летописям как Владимир Марусич.