Изоляционистская позиция наводит на воспоминания о других ситуациях изоляции в истории человечества. Памятник жертвам Воздушного моста (а в некотором смысле и вовсе самому Воздушному мосту) в бывшем Берлинском аэропорту Темпельхоф напоминает о блокаде западного Берлина 1948–1949 годов.
Западный Берлин, будучи анклавом оккупационной зоны западных союзников на территории советской зоны оккупации стал полигоном Холодной войны. 24 июня 1948 года советские войска, контролировавшие восточную зону, полностью заблокировали наземное и водное сообщение с западным Берлином (как можно было так поступить через 4 только года после снятия блокады Ленинграда?!), также было прервано снабжение электричеством.
Однако воздушное сообщение между западным Берлином и оставшейся западной частью зоны оккупации регулировалось отдельным соглашением, которое оставляло союзникам 32 км воздушного моста и которое СССР все же не решился разорвать. Через этот воздушный мост на протяжении 322 дней и поддерживалась жизнь 2,2 млн человек, заблокированных в западном Берлине. Первый самолет, нагруженный картофелем, приземлился в аэропорту Темпельхоф еще вечером 23 июня.
Первоначально планировалась ежедневная поставка 750 тонн грузов в Берлин, однако существовавшая транспортная инфраструктура (самолеты, взлетно-посадочные полосы, техобслуживание, разгрузка и управление полетами) воздушного моста с трудом справлялась с этим объемом, а для снабжения города этого количества наоборот не хватало. ВВС США и Великобритании экстренно занялись реорганизацией инфраструктуры Воздушного моста (а на территории французской зоны оккупации Берлина началось строительство аэропорта Тэгель). Благодаря реорганизации с конца июля 1948 года в Берлин по воздуху ежедневно доставлялось уже более 2 000 тонн грузов, далее с каждым днем этот объем возрастал. Помимо продовольствия (мука, сухое молоко, картофельный порошок) на самолетах доставлялся уголь для отопления и производства электроэнергии, бензин, медикаменты и другие необходимые городу товары.
Такие большие объемы грузоперевозок стали возможны следующим образом: три воздушных коридора использовались в одностороннем движении, самолеты прибывали в Темпельхоф по северному (из Гамбурга) и южному (из Франкфурта-на-Майне) коридорам, а возвращались по центральному (в Ганновер). В полете по коридору самолеты занимали пять уровней. Каждому пилоту предоставлялась только одна попытка захода на посадку. Если она не удавалась, самолет вместе со всем грузом отправлялся обратно. Самолеты садились в Темпельхофе каждые 1,5–2 минуты. При посадке самолеты немедленно начинали разгружаться, и уже через 30 минут самолет улетал, освобождая взлетно-посадочную полосу.
Берлинцы называли помощь по воздушному мосту "изюмными бомбардировками" (Rosinenbomber), потому что американские пилоты стали скидывать при посадке берлинским детям на самодельных парашютиках мешочки со сладостями, жвачкой и изюмом (сами американцы называли это Candy Bombers). Первым привязывать носовые платки в качестве парашютиков к сладостям из собственного армейского пайка 17 июля 1948 года придумал пилот Гейл Хелворсен (он родился в 1920 году, сейчас ему 99 лет, но он жив!).
Дети разрушенного района Нойкельн с нетерпением ждали самолета с парашютиками над Темпельхофом, но самолеты были почти все одинаковые и садились каждые 1,5–2 минуты, поэтому чтобы его самолет можно было отличать от множества других, Хелворсен договорился с детьми, что заходя на посадку, он будет покачивать крыльями (за это его прозвали Uncle Wiggly Wings). Вскоре к акции подключились и другие пилоты, а сладости для берлинских детей – Operation Vittles – начала собирать вся Америка. Американская ассоциация производителей сладостей передала Хелворсену 15 тонн сладостей для заблокированных в западном Берлине детей, а 22 школы Массачусеттса упаковывали эти сладости в мешочки и привязывали к парашютикам.
Через 6 месяцев срок службы Хелворсена в американской зоне оккупации Германии закончился, он мог улететь домой, но он остался еще на один месяц, чтобы обучить новых пилотов, прибывших на смену, как правильно сбрасывать парашютики. К концу блокады Берлина 25 экипажей американских самолетов ежедневно на парашютиках сбрасывали на Берлин при посадке в Темпельхоф 23 тонны сладостей. А весной 1989 года, за несколько месяцев до сноса Берлинской стены и в 40-ю годовщину снятия блокады западного Берлина, Гейл Хелворсен еще раз пролетел над Берлином и сбросил на парашютиках мешочки с американскими сладостями.
Со временем становилось все очевиднее, что блокада вредит больше восточному Берлину, чем западному. 15–16 апреля 1949 года был поставлен рекорд: за сутки было совершено 1 398 рейсов и перевезено почти 13 тыс тонн грузов.
В начале мая 1949 года СССР и США провели переговоры, в ходе которых договорились о снятии блокады. В 00:01 12 мая снабжение Берлина по земле и воде было восстановлено. Почти за год существования Берлинского воздушного моста было совершено больше 277 тыс рейсов, перевезших 2,5 млн тонн груза (из них 1,44 млн тонн угля, 490 тыс тонн продовольствия и 160 тыс тонн стройматериалов для перестройки аэропортов и строительства новой ТЭЦ). И все же по воздушному мосту доставлялись только самые необходимые товары потребления. Качество снабжения берлинцев в это время было хуже времен WWII. Вследствие холода, истощения, плохого питания и дефицита медикаментов зимой 1948–1949 годов резко выросли инфекционные заболевания и смертность.
За время работы Воздушного моста произошло несколько несчастных случаев и авиакатастроф, в которых погибли около 80 человек. Именно их имена написаны на мемориале "Воздушный мост" в бывшем аэропорту Темпельхоф.
Памятник жертвам Воздушного моста в аэропорту Темпельхоф был установлен в 1951 году по проекту немецкого архитектора Эдуарда Людвига. А позже точь-в-точь такие же памятники были открыты на территории американской военной авиабазы Рейн-Майн в 2 км от гражданского аэропорта Франкфурта-на-Майне и при подъезде к британскому военному аэродрому в Целле под Ганновером.
Во Франкфурте памятник окружен двумя грузовыми самолетами, C-54 и Douglas C-47 Dakota, на боковых сторонах которых написано Rosinenbomber (изюмный бомбардировщик). Когда ВВС США в октябре 2008 года закрывали авиабазу, то в память о воздушном мосте последний вылет с базы совершил Rosinenbomber, направившийся в Берлин. И в тот же день из Темпельхофа вылетел такой же изюмный бомбардировщик, Douglas DC-3, и это тоже был последний вылет из Темпельхофа.
Аэропорт Темпельхоф, открывшийся в 1923 году, перестроенный в 1936 году одним из главных нацистских архитекторов Загебилем и ставший сначала символом Третьего Рейха, а потом символом свободы и преодоления изоляции Берлина, в октябре 2008-го закрылся навсегда.
По плану территорию аэропорта должны были перестроить и застроить, но берлинцы проголосовали против (да-да, у них был референдум!), и вместо этого в Темпельхофе находится самый большой парк Берлина Темпельхофская свобода, в котором круглый год очень весело, проходят фестивали, концерты и просто тусы.
Несколько лет назад в ангарах Темпельхофа нашли приют сотни тысяч беженцев из Сирии, но в 2019 году их всех расселили. В общем, в парке на 330 гектаров всегда весело и много народу, но сегодня и там пусто. Берлинцы на самоизоляции.