Все дети растут- это факт. И вот наступает время, когда ваш любимый, где то шаловливый, в меру озорной малыш входит в так называемый переходный возраст. Вот тут-то всё и начинается. Теперь родителям предстоит увидеть плоды своего воспитания. Все совершённые ими ошибки, будь то излишнее баловство своего чада или наоборот чрезмерная строгость проявят себя в полной мере. Но упущенного времени уже не вернуть, и теперь задача родителей состоит в том , чтобы правильно скорректировать своё поведение по отношению к уже не маленькому ребёнку.
Пожалуй, в начале стоит разобраться, что же происходит с ребенком в возрасте от 12 до 15 лет, а потом перейдем к моментам воспитания детей данного возраста в зависимости от типа и особенностей характера.
Итак, с 12 летнего возраста у детей наблюдается быстрый рост, появляются неуклюжие движения, дети как бы стесняются своего нового тела. Мальчики становятся более шумными. Резко снижается работоспособность. Происходит неравномерный рост внутренних органов, что часто приводит к проблемам со здоровьем. Начинается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки. Помимо физических изменений появляются психические особенности. Ребёнок становится более чувствительным к критике, его реакция на слова взрослого зачастую неадекватна, она может быть слишком бурной или наоборот очень вялой. Подросток становится раздражительным, агрессивным по отношению к старшим. Активно демонстрируется не желание идти на контакт. Наблюдается повышенный интерес к своей внешности, который зачастую тщательно скрывается. Происходит изменение самосознания. Подросток ощущает себя взрослым человеком, и желает приобщиться к взрослой жизни: самостоятельно принимать решения, пользоваться такими же преимуществами, быть независимым. Меняются ценности ребёнка. Взаимоотношения между самими подростками тоже становятся другими. Мальчики и девочки ведут себя достаточно скромно по отношению друг к другу, но прикрываются чрезмерной развязностью. Если между ними появляются привязанность друг к другу, то она демонстрируется с излишней эмоциональностью. Именно среди друзей подросток чувствует себя взрослым.
Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть этот жизненный период. Но помощь должна быть не навязчивой. Все дети абсолютно разные, со своими особенностями. В зависимости от характера ребёнка родителям следует корректировать свои действия.
1. Если вашему ребёнку свойственны такие свойства как оптимизм, лёгкость в общении, изобретательность, весёлость, дети могут занять не только себя, но и организовать досуг другим. Родителям, воспитывая такого ребёнка следует ставить его в лидирующее положение. Можно занять его экстремальными видами спорта, давать повышенные нагрузки. Устраивать совместные походы. Следует привить такое качество как самовоспитание нравственных качеств.
2. Обидчивый и заносчивый ребёнок требует более деликатного отношения к себе, при общении с ним следует аккуратно обходить болезненные для него темы. Он правдолюбив, ревнив, часто страдает завышенной самооценкой, проявляет бескомпромиссность во взглядах на какие либо вещи. Родители должны научить его если не принимать, то хотя бы уважать чужую точку зрения. Научите глядеть на жизнь с философской точки зрения. Постарайтесь не задевать болезненное самолюбие ребёнка.
3. В особую группу выделяются дети неуверенные в себе, с излишней робостью, с постоянными сомнениями в своих силах. Родителям воспитывающим ребёнка с таким типом поведения следует действовать деликатно. Не надо торопить ребенка, нагружать очень сложными заданиями, по возможности не создавать атмосферы конкуренции. Ребенок не должен что-то доказывать особенно родителям, повышайте их уверенность в себе, чаще хвалите, создавайте комфортную любящую атмосферу, старайтесь меньше критиковать ребенка, особенно в присутствии посторонних. Спорт обязательно нужен, но он должен носить не соревновательный характер, а больше опираться на выносливость, например горный туризм.