В последние годы настольные ролевые игры стали постепенно избавляться от клейма "развлечения для гиков" и становится куда более распространенным явлением. Тем не менее многие до сих пор не понимают, что же в них такого особенно и как же они работают. Ну а так как походы по общественным заведениям в условиях карантина – это далеко не лучшая идея, мы решили в максимально доступной форме объяснить некоторые базовые понятия настольных ролевок и рассказать о том, как вы сможете приобщиться к этому хобби не выходя из дома.
Что это такое?
Чтобы получить базовое представление о настольных ролевых играх (НРИ) в целом, лучше всего обратиться к кооперативному прохождению видеоигровых CRPG вроде Divinity: Original Sin, где игроки принимают на себя роль главных героев некоей истории, пытаются добраться до своей цели, встречая препятствия и взаимодействуя друг с другом, миром игры и NPC, его населяющими. В этом случае история, цель, препятствия, NPC, а также все способы взаимодействия с миром заранее прописаны разработчиками и работают по заданным правилам.
По большому счету, игра в настольную версию очень похожа на то, к чему вы привыкли в видеоиграх. Тем не менее существует несколько достаточно важных отличий. Вместо того, чтобы кликать по экрану мышкой, игроки собираются за одним столом (или на одном канале Discrod'a) и начинают диалог с Мастером, в рамках которого они взаимодействуют с окружением, разговаривают с NPC и описывают свои действия, успех которых проверяется броском кубиков.
Кто такой Мастер?
Мастер – это своего рода ведущий, который придумывает и описывает игровой мир и отвечает за все взаимодействия игроков с этим миром.
В список первоочередных задач Мастера входит:
- Создание игровой локации – будь то заброшенная деревня в болотах или целый континент. По большому счету, Мастер просто должен более или менее сносно ориентироваться в том месте, куда он забросил игроков, и своевременно отвечать на все вопросы игроков о том, что происходит вокруг них.
- Создание и описание окружения – этот пункт чем-то похож на предыдущий, однако здесь речь идет о деталях той иной локации: сколько кружек стоит на барной стойке безымянной таверны, или насколько высок древний обелиск, встреченный игроками в лесу. Так что как только партия добирается до нового места, Мастер должен потратить немного времени, чтобы описать их окружение и дать игрокам представление о том, с чем они могут взаимодействовать.
- Заселение мира NPC и отыгрыш – для начала Мастер должен распределить по игровому миру NPC, следуя соображениям логики (в работающей кузнице должен быть кузнец) или сюжета (об этом мы поговорим чуть позже). После этого каждый раз, когда игроки захотят пообщаться с кем-то из них, Мастер должен будет отыгрывать любого NPC, предоставляя нужную или ненужную информацию, реагируя на действия игроков и выполняя свою роль в мире. Это один из самых интересных и важных аспектов хорошей игры, и можно долго рассуждать на тему того, как правильно создавать NPC, их мотивации и насколько важен хороший отыгрыш роли для создания нужной атмосферы, однако это тема для отдельного материала.
- Создание и изложение истории – в данном случае Мастер берет на себя роль сценариста, режиссера и оператора небольшой театральной постановки. Он должен написать некую историю, продумать все важные локации, предметы и NPC, которые помогут партии добраться до ее финала, а затем преподнести ее игрокам путем повествования, описания и диалогов. Здесь снова стоит упомянуть о вариативности НРИ: ваш квест может быть как типичным заданием из ММО (хозяин таверны попросил убить большого кабана в лесу), так и детективной историей, достойной Агаты Кристи, с кучей подозреваемых, улик и тайн.
- Взаимодействие игроков с миром и игровой системой – это достаточной сложный для описания момент, однако если не вдаваться в подробности, то каждый раз, когда игрок пытается совершить действие, требующее от него некоторых усилий или особых навыков, Мастер должен определить, насколько это действие оказалось успешным.
- Пример: игрок хочет поднять каменную глыбу. Мастер должен определить, какой навык (Сила, Атлетика и так далее) он будет для этого использовать, и попросить его бросить кубик, прибавляя к нему значение нужной характеристики (количество и размер кубов может варьироваться в зависимости от ролевой системы). После этого Мастер должен определить, удалось ли игроку поднять глыбу, на основании того, насколько тяжелой она была.
Многие могут подумать, что из-за широкого спектра задач и необходимых навыков работа Мастера крайне сложна и не особо интересна. Тем не менее возможность создать свой мир, рассказать игрокам свою историю и отыграть множество различных NPC зачастую стоит всех потраченных на подготовку к игре усилий. К тому же когда Мастер освоится с игровой системой, привыкнет к игрокам и миру, ответы на многие вопросы игроков будут приходить к нему моментально, и повествование станет куда более естественным.
Так что если вы решите попробовать провести небольшое приключение для парочки своих друзей, то опасаться роли Мастера явно не стоит, особенно принимая во внимание тот факт, что если вам не хочется заморачиваться над созданием своего мира, то в сети вы вполне можете найти готовые сюжеты с прописанными персонажами и локациями для каждой системы.
Что делают игроки?
В отличие от Мастера, обязанностей у игроков не так уж много. Им нужно просто создать своего персонажа в мире игры, следуя правилам выбранной ролевой системы, а затем отыгрывать его реакции и решения в ситуациях, описываемых Мастером.
Очень важно понимать, что формат НРИ изначально предполагает огромную свободу действий для игроков. Это вам не какой-нибудь Mass Effect, где диалоговое окно делилось на "да", "нет", "вопрос", "ренегат", "парагон". В настольных ролевых играх игрок волен делать практически все, начиная со взлома сейфа ложкой и заканчивая попытками продать черному дракону лопату.
Тем не менее есть три фактора, которые несколько ограничивают безмерную свободу игроков:
- Броски кубика – как уже говорилось выше, любое занятие, требующее какого-то навыка, предполагает проверку этого самого навыка с броском кубов. Таким образом, даже самые простые действия могут привести к провалу, а самые безумные – к успеху.
Игрок. Великий черный дракон, мы пришли к тебе, чтобы продать тебе лопату, которая наверняка пригодится, если ты решишь заниматься садоводством.
Мастер. Бросай убеждение, со штрафом за не очень хорошую аргументацию.
И. Я провалил проверку.
М. Дракон бьет тебя хвостом.
- Отыгрыш – этот пункт полностью завязан на самосознании игроков. Игрок может посчитать, что убийство детей – это не самое лучшее решение для его персонажа-паладина. В то же время некромант вряд ли будет задумываться над подобными мелочами.
- Воля Мастера – иногда заявки персонажей могут идти в разрез с законами игрового мира или же негативно влиять на ту историю, которую Мастер хотел преподнести. В таких случаях большинство мастеров дадут игрокам попробовать совершить глупость, а потом заставят разбираться с последствиями.
Зачем нужна ролевая система?
Ролевая система предоставляет игрокам и Мастеру некий фундамент, на котором будет строиться повествование, и дает базовые правила того, как игроки будут взаимодействовать с миром. Существует множество различных систем, начиная от Dungeons & Dragons с книгой правил на 400 страниц и заканчивая теми, где все правила вмещаются на один лист А4. Тем не менее если не вдаваться в подробности, то все они требуют от игроков примерно одинакового набора действий:
- Создать персонажа.
- Распределить его характеристики, навыки, умения в зависимости от расы, происхождения и прошлого опыта.
- Выписать модификаторы всех этих характеристик, навыков и умений на лист.
- А затем начинать играть, бросая кубики в зависимости от модификаторов того или иного умения.
Конечно же, существует еще целая прорва деталей, которые делают каждую из систем уникальной:
- Сеттинг и лор – многие системы предполагают наличие некоего мира со своим лором, работающего по более или менее понятным правилам, в котором будут происходить события отдельных историй. Ярким примером является Dark Heresy, НРИ по Warhammer 40k, где без знания лора вы будете неизменно попадать в не самые приятные ситуации.
- Настроение и стиль игры – некоторые ролевые системы заточены под определенный стиль игры, будь то бесконечные прогулки по подземельям или же детективные истории. То же самое можно сказать и про настроение, и, начиная играть в какой-нибудь Call of Ctulhu, не стоит рассчитывать на беспечные прогулки по зеленым полям под ярким солнышком и неизбежный happy end.
- Боевка – это, пожалуй, самое малозначимое различие, однако упомянуть о нем все же стоит. Большая часть ролевых систем предполагает наличие некоего игрового поля, представляющего из себя локацию, где происходит сражение, а также нескольких миниатюр, обозначающих игроков и их противников. В данном варианте различаются только способы передвижения по полю и правила использования оружия.
Какие есть системы?
- Dungeons & Dragons – более или менее классическая фентезийная ролевая система с орками, эльфами и другими словами, знакомыми фанатам Толкиена и поклонникам игр вроде Neverwinter Nights или Baldur's Gate. Стоит отметить, что пятая редакция сделала D&D куда проще в освоении, и глубоких математических познаний вам больше не требуется.
- Pathfinder – своего рода спин-офф третьей редакции D&D, с куда более глубоким набором опций по кастомизации персонажа. Правда, здесь кубов придется бросать побольше.
- GURPS – универсальная ролевая система, основанная на перках, которую можно использовать в абсолютно любом сеттинге. Именно она легла в основу Fallout'a.
- World of Darkness – мрачный современный мир, вампиры, оборотни, маги и прочие антинаучные индивиды. Чтобы понять, что это такое, достаточно взглянуть на Vampire: The Masquerade.
- Cyberpunk и Shadowrun – будущее, аугментации, корпорации и хакеры.
- Call of Ctulhu – мрачная атмосфера начала 20-го века, древние боги, страшные тайны и группа исследователей, половина из которых сойдет с ума задолго до финала.
- Warhammer 40k: Dark Heresy – еще одно темное будущее с готическими звездолетами, пафосными спейсмаринами и злобными ксеносами.
Как начать в это играть?
После того, как вы определитесь с системой, в которой вы хотели бы играть, вам стоит заняться поисками Мастера.
- Проще всего узнать о наличии рядом с вами какого-нибудь клуба настольно-ролевых игр, где опытный мастер сможет рассказать вам, что и как нужно делать.
- Ну а если все вышеперечисленное не принесло результатов, то вы всегда можете лично провести небольшое приключение для группы друзей. Как уже говорилось выше, вы всегда можете найти готовую историю, чтобы попробовать себя в роли мастера без особых затрат по времени.
Если же говорить о необходимом инвентаре, то вам понадобятся книга игрока/мастера, цифровые версии которых вы без проблем сможете найти в сети, набор кубиков (самые ленивые могут установить на телефон приложение, которое будет ролить кубы за вас), а также какое-то подобие поля для боевых сцен (можно обойтись кухонным столом и монетками, дополненными воображением).
Почему в это стоит играть?
Одним из главных достоинств НРИ по сравнению с любыми другими играми является социализация. Вне зависимости от того, играешь ли ты в компании друзей или же с группой полных незнакомцев, постоянный диалог и необходимость отыгрывать роль своего персонажа дают людям возможность куда раскованнее подходить к общению. Здесь же нужно упомянуть еще и про то, что полная свобода действий способствует развитию креативного мышления, что подтверждается даже некоторыми научными исследованиями.
Как бы то ни было, НРИ позволяют на время перевоплотиться в кого-то другого, провести время в компании и поучаствовать во множестве интересных, страшных, забавных и безумных историй, которые останутся в вашей памяти на долгие годы.