Привет, котаны! Кажется, я начинаю понимать один существенный недостаток самообучения по вокалу: это отсутствие какой-либо качественной положительной обратной связи со стороны, из-за чего может потеряться вера в себя на каком-то этапе.
Учиться петь - непросто. А мое самообучение состоит из следующих вещей:
- чтение материалов и разных источников;
- тренировка уха (с точки зрения прослушивания хороших голосов, особенно это касается учебных произведений, таких как народные песни из педагогического репертуара, учебные старинные арии, преимущественно в исполнении певцов старой школы), анализ;
- собственная практика, состоящая из упражнений и произведений, тренировка максимально точной интонации с помощью хроматического тюнера;
- анализ своей работы.
И вот, на последнем пункте я часто буксую. Почему? Не знаю. Наверное потому, что голос - это непосредственное отражение нашей психики. А, может быть, это достаточно сложный вопрос, касающийся принятия себя.
Крайне непросто посмотреть на себя здесь объективно, и, прослушивая собственную запись, не скатиться в самокритику. И здесь то мне кажется, что работа уже проделана порядочная, то я практически совсем не двигаюсь.
О самообучении вокалу и психологических аспектах написано очень мало. Поэтому здесь нет никаких готовых рецептов о том, как быть объективным по отношению к себе, но не скатываться в очень жёсткую самокритику. Немного в этом плане помогает фокусировка на работе с хроматическим тюнером и интонацией: зелёный "горошек" в приложении говорит о том, что хотя бы в ноты ты попадаешь. Но, что касается тембра и звучания, очень тяжело это оценить самостоятельно: каждый раз хочется придираться.
Какой здесь выход? Не знаю. Наверное, эпизодически пересиливать себя, выкладывать записи (борясь параллельно ещё со страхом критики от окружающих). Может быть, кто-то другой со стороны, не обязательно профи, но имеющий уши, скажет что-то хорошее.
***
Мои личные комплексы по поводу собственного голоса - то, что мне не нравится, как звучат верхние ноты они мне кажутся какими-то "неестественными" (хотя до соль второй октавы я научилась их брать более-менее стабильно). Видимо, это связано с тем, что привыкаешь к своему именно речевому голосу, потому фальцетный регистр кажется будто не своим, а каким-то чужим или "фейковым". Интересно, как певцы сами борются с этим? Особенно если положительную обратную связь от педагога они не получают?
Буду искать что-то на эту тему.
А вам - добра и не болеть.
Ваша Спинто С Пинтой.