Привет всем читающим!
Скажу сразу, что я не являюсь сторонником какого-либо насилия и не собираюсь романтизировать образы преступников или смаковать подробности их действий. Все статьи этого цикла написаны исключительно из исторического или криминалистического интереса. Насколько это будет возможно я постараюсь опустить подробности насильственных действий и описание полученных жертвами травм. Упоминать о них я буду только в той мере, в какой это представляет интерес для расследования.
Сегодня вас ждет завершающая статья об исчезновении и убийстве Кюллики Саари.
Если вы не читали мои предыдущие статьи об этом - милости прошу сюда:
Кюллики Саари. Ужас в финских болотах.
Кюллики Саари. Велосипед, ботинок и ветка в болоте.
Как я уже говорил в предыдущей статье, экспертиза тела Кюллики Саари, найденного в болоте через пять месяцев после исчезновения, очень мало продвинуло следствие вперед. А точнее говоря, не дала практически ничего. У следствия не было ни улик, ни свидетелей. Никто не знал, что собственно делать дальше, как вести следствие.
Поэтому полиция решила сосредоточиться на разработке подозреваемых. В них недостатка не было.
Здесь необходимо сделать важное замечание. Исчезновение девушки и ее убийство произошли в сельской местности. А отношения людей в деревне имеют свою специфику. Все друг друга знают. Кругом всевозможные сплетни и слухи, и давняя вражда между семьями, которая тянется на протяжении поколений, причем никто уже и не вспомнит из-за чего она когда-то началась.
Поэтому и работа следственных органов в таких условиях очень сложная. Как оценить мнение людей о своих соседях? Как относится к свидетельским показаниям о действиях односельчан? Правда это или элементарный наговор на соседа из-за давней вражды?
Вот и попробуй разберись тут.
Также нужно сказать еще об одном моменте. В следственной системе Финляндии сложилась определенная практика. До судебного разбирательства, или точнее до ареста подозреваемого его имя держится в тайне. Дело об убийстве Кюллики Саари формально не закрыто до сих пор. Поэтому имена подозреваемых официально не оглашаются, известно только место их жительства и род занятий. Конечно же узнать их имена не составляет никакого труда, но называть их просто не принято. Такая вот специфика. Поэтому в публикациях чаще всего вы не найдете имен подозреваемых, ну по крайней мере не всех.
Итак, поговорим о подозреваемых. Как я уже говорил, набралось их не мало.
Одним из первых подозреваемых с самого начала дела был пастор местного прихода Исойоки. Сейчас трудно сказать, какие именно умозаключения полиции привели к такому выводу, но что есть то есть. Это человек был настоятелем прихода с 1952 по 1953 год. Примерно за три недели до исчезновения девушки он был переведен в соседний приход Мерикарвиа. В день происшествия пастор был именно там. Передвижения священника весь день 17 мая были тщательно изучены следствием, в связи с чем установлено, что вечером он был на приёме по случаю праздника у одного из священнослужителей, а ночью — в приходском доме. На следующий день в 8.00 утра он был на занятиях в местной воскресной школе. Следует сказать, что расстояние от Мерикарвиа до Исойоки более 60-ти километров. У самого же пастора никогда не было ни собственной машины, ни водительских прав. Таким образом его алиби получило полное подтверждение.
Интересно, что через три года веселый пастор был судим за связь с несовершеннолетней прихожанкой его новой церкви.
После его ареста было еще раз проверено его алиби в день исчезновения Кюллюки Саари. Причем на этот раз полиция официально заявила, что оказывается в алиби священника был пробел примерно в 10 часов! После повторной тщательной проверки его алиби снова подтвердилось. Правда в самой Финляндии общественное мнение было настроено резко против пастора, многие были уверены в том, что он и был убийцей. Его алиби частично основано на показаниях его домработницы, то есть человека заинтересованного.
Но я считаю, что пастор все-таки был абсолютно ни при чем. 60 километров по плохим лесным дорогам - это много. Не имея автомобиля, он никогда не смог бы совершить это преступление и вернуться назад в ту же ночь. Конечно же можно сказать, что у него мог быть сообщник. Теоретически конечно мог. Но!
Есть два очень важных факта, работающих против этой версии.
- Сам характер преступления говорит о том, что это были действия одиночки. В принципе почерк схож с действиями серийного маньяка. Можно сказать, классический случай. Такие вещи крайне редко совершают группами (2 человека и более). Хотя такое и бывает.
- Следствие не нашло в окружении пастора человека с автотранспортом, а уж искали они на совесть, да и опять же, в деревне все на виду, не спрячешься.
Вторым подозреваемым был владелец кафе в соседнем муниципалитете Карийоки. В прошлом он был полицейским, уволен с туманной формулировкой "за вредные привычки". В своем кафе незаконно торговал алкоголем, что в Финляндии является серьезным преступлением.
Но и у него было хорошее алиби. Свидетели видели его вечером 17 мая в ресторане, откуда он уехал поздно вечером, причем был в очень сильном подпитии. Его автомобиль находился в авторемонтной мастерской в полуразобраном состоянии.
Владелец и работники мастерской подтвердили это.
Третьим перспективным подозреваемым был 38-летний местный рабочий-канавокопатель. Он был арестован через две недели после обнаружения тела Кюллики. Есть информация о том, что в 40-е годы он уже осуждался за сексуальное преступление. Кроме того, вроде бы был замечен за подглядыванием в сауне.
У мужчины были определенные проблемы с психикой, он считался кем-то вроде деревенского дурачка. В день преступления по показаниям свидетелей уже с раннего вечера он спал, находясь, что называется в "состоянии сильного алкогольного опьянения". Особо следует отметить, что все местные жители единодушно отзывались о нем только с положительной стороны. Вскоре после своего ареста подозреваемый был помещен в психиатрическую больницу, из которой уже никогда не вышел. Но по словам некоторых работников полиции, работавших над раскрытием этого дела, именно он был наиболее вероятным убийцей девушки.
Всего в связи с этим делом полицией было допрошено более 5 тысяч человек, причем многие не по одному разу. Фактически это были абсолютно все люди, проживающие в радиусе нескольких километров от места мрачных событий! Только основных подозреваемых было несколько десятков. Работа была проделана просто колоссальная. Но, увы, ни к каким существенным результатам она не привела. Следствие зашло в тупик и летом 1956 года, через три года после убийства было приостановлено.
Ну вот собственно и все. Обвинения в похищении и убийстве Кюллюки Саари больше никогда никому не предъявлялись. Дело постепенно сошло на нет, хотя формально не закрыто даже сейчас. Можно с уверенностью сказать, что оно так навсегда и останется неразгаданной тайной финских болот.
Если понравилась статья — ставьте лайк, пишите комментарий, делитесь версиями, делайте ссылки в свои социальные сети. Подписывайтесь на мой канал — там много интересного. Всем удачи!