«Имею право!» - кричал герой Михаила Кононова, вернувшись из города в село к жене. Жена молча стирала. Рядом с ней стояла коробка с порошком, на котором крупными буквами по-русски было написано «Тайд».
Эта сцена из фильма «Здравствуй и прощай» 1972 года запомнилась многим советским женщинам, причем задолго до появления этого моющего средства на прилавках магазинов. (Говорят, фирма - производитель порошка в те годы вела переговоры с советским правительством о закупке больших партий своего товара - вот и проплатила скрытую рекламу по ТВ. Но переговоры сорвались, а фильм вышел.)
С тех пор технология продакт плейсмента (далее РР) - визуального или звукового размещения марки товара или услуги - в нашей стране заметно усовершенствовалась. Пережевывая незатейливые сюжеты сериалов, зритель запоминает самое главное: названия любимых йогуртов героинь, марки машин, на которых разъезжают их бойфренды, игрушки, с какими резвятся дети.
Скрытая реклама в нашей стране часто носит отнюдь не скрытый, а по-дууурацки назидательный характер. К примеру во многих современных российских фильмах прям в открытую рекламируют сбербанк или даже магазины Пятерочка. В сериалах дело еще хуже, к примеру Воронины начав с наглой рекламы йогуртов, пошли еще дальше и стали рекламировать еще средства для чистки унитазов.
Но всё же есть хорошие примеры российского продакт плейсмента, это к примеру допустим старый добрый «Дневной дозор». В самом начале фильма зрителю демонстрируют пакетик сока «Злой», из которого попивает кровушку блудный сын Городецкого. Первая ассоциация - сок «Добрый»! К тому же оформление также в целом копирует марку известного напитка.
Причем как помню на киносеансе, после этого кадра был громкий хохот в зале. Это подтверждает: шутка удалась, народ эту рекламу запомнил.
В заключении скажу, что рынок РР в России еще только формируется. Объем этого сегмента рекламы составляет менее пяти процентов, да и его эффективность практически не изучена. Объем РР на фоне общих затрат рекламодателей (по оценкам специалистов, в 2019 году они составили $5,01 млрд) выглядит более чем скромно - всего $35 млн. В то время как по мировым стандартам для стабильного развития РР нужно как минимум $90 млн.