Мы, представители населения Земли XXI в., гордимся тем, что постоянно вносим что-то новое во что-то старое. Это, безусловно, положительный процесс, но, чтобы модернизировать вообще что-либо, необходимо хорошо представлять себе, как развивался этот предмет, откуда взялся, кто был у истоков его создания и т. д. Вернемся же ненадолго в прошлое и посмотрим, а с чего, собственно, начинались первые путешествия с туристическими целями. Для этого нам, как и в большинстве подобных случаев, следует мысленно очутиться в Древней Греции – родоначальнице многого из того, что мы имеем сегодня.
Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали еще в Древнем мире. Так, в IV в. до н. э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычная природа, великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом, о котором имеются достоверные данные, является «отец истории» Геродот, описавший свои многочисленные путешествия в девяти книгах. Вторая его книга посвящена Древнему Египту, который он посетил после 459 г. до н. э.
Много путешествовали древние греки и по своей стране, совершали далекие путешествия к целебным источникам, а также к святым местам.
В эпоху Просвещения (XVII в.) Ж.-Ж. Руссо, Г. Либли и другие видели в туристских походах средство патриотического воспитания молодежи и укрепления ее здоровья, а учение этих выдающихся просветителей «Познание природы и стремление выработки норм естественного поведения» способствовало развитию туризма. Ж.-Ж. Руссо обосновал важность пешеходных путешествий для решения оздоровительных задач, развил теорию о значимости путешествий как непременной составной части воспитания, раскрыл цели и задачи путешествий и их взаимосвязь с другими средствами формирования личности. Его теория была дополнена трудами известных немецких педагогов – И. Зельцмана, И. Мутса-Мутса, Ф. Яна.
В конце XVII – начале XVIII вв. в европейских странах некоторые учителя в работе с учащимися использовали пешеходные прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия они называли экскурсиями. Во второй половине XVIII в. в Западной Европе стали создаваться своеобразные центры туризма.
Предпосылки для последующего развития туризма были связаны с необходимостью организации и проведения длительных путешествий для решения познавательных задач по изучению отдаленных труднодоступных уголков земного шара. С целью совершенствования двигательных умений и навыков участников таких путешествий проводится их предварительная подготовка, проверяются социально-психологическое соответствие и согласованность, испытывается необходимое для путешествия снаряжение. Так возникают своеобразные методические приемы и правила подготовки участников экспедиций и путешествий.
Многодневные походы и экспедиции длительное время носили прикладной характер, а их цели и задачи были несколько ограничены. Со временем характер и содержание походов и путешествий обогащаются, и они утверждаются как эффективные средства физического воспитания, которые способны решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Появляются новые черты в организации и проведении путешествий, которые потребовали разработки теоретических основ и методических рекомендаций по подготовке участников путешествий. Появляется обоснование разделов специальной теоретической и физической подготовки участников путешествий. Теперь уже более четко обозначились их цели и задачи. В этот период предопределилась необходимость подразделения путешествий на отдельные виды туристских путешествий, а также классификации маршрутов, что явилось основой для формирования туризма в определенную систему в том виде, в каком она существует в настоящее время.
В конце XVIII – первой половине XIX вв. в странах Западной Европы с началом движения «Назад к природе» появляются обоснования практического применения путешествий в целях физического совершенствования человека. Учитывая прикладное значение туризма в формировании жизненно необходимых человеку двигательных умений и навыков, их возможность оказывать всесторонне и гармоничное воздействие на функциональные системы и органы человека, известные педагоги того времени И. Базедов, Г. Фит и другие стали рекомендовать туристские упражнения как непременную составную часть физического воспитания. Возникают более конкретные представления о различных туристских упражнениях. Туризм был включен в программу физической подготовки во многих школах.
Начинают создаваться региональные союзы любителей туристских путешествий.
Первые самодеятельные туристские организации – альпийские клубы и общества – появляются в разных странах примерно в одно и то же время (во второй половине XIX в.). Первый такой клуб возник в Англии (1857 г.), затем в Австрии (1862 г.), Италии и Швейцарии (1863 г.), в Германии (1869 г.), к концу 1870-х гг. – во Франции, России и других странах.
Туристские союзы и клубы в ряде государств разрабатывают маршруты туристских походов, определяют критерии их оценки, т. е. создается туристская классификация. Постепенно вырабатываются и устанавливаются единые правила прохождения маршрутов, появляется научная обоснованность туристских упражнений как средства военно-прикладной физической подготовки людей.