Мне подарили книгу. От чистого сердца и с глубоким уважением. Что невозможно не оценить.
Человек, сделавший подарок, сам книгу не читал. Доверился рекомендация продавца, аннотациям с многократным повторением магической формулировки «мировой бестселлер» и впечатлению от качества оформления.
Я подарок прочитал от корки до корки. Начал из интереса, закончил из чувства долга. И готов поделиться своими впечатлениями от «бестселлера» «Дневник книготорговца» Шона Байтелла. Если, конечно, кому-то это покажется занимательным.
Упакован текст вполне на уровне. Отличная бумага.
Удобная для чтения печать. Хорошо оформленная жёсткая обложка со стильной накидкой суперобложки.
Презентабельно, недёшево, впечатляет.
Перевод читается легко. Я не полиглот, в оригинале читал только газетные тексты из Morning Star в далёкие 70-е. Да и то из необходимости получить зачёт по английскому. Но, вероятно, и написано автором, так же читаемо, как изложено переводчиком.
А теперь самое важное – текст.
Эмоции
В моём советском детстве бытовало такое выражение «якутское пение». Это не оскорбление. Это стиль жизни. Якут едет в нартах по тундре и поёт о том, что видит. А что видит? Олешек в упряжке, тундру, краешек солнца посреди зимнего дня, следы песца, дымок над стойбищем на горизонте. И об этом, чтобы не был скучен путь, поёт весь день на мотив, не страдающий мелодическими излишествами.
Дневник Шона Бейтелла приблизительно то же самое. Покупатели пришли, покупатели ушли, заказов в интернете столько-то, сумма выручки такая-то. И так из главы в главу, из страницы в страницу. Единственный эмоциональный всплеск, который запомнился из книги - это рассказа о том, как в магазин зашёл пожилой покупатель с расстёгнутой ширинкой. Шон деликатно намекнул старику о проблеме в одежде, на что тот выдал незабываемую фразу: «Дохлая птица из гнезда не выпадет». Сверстники его поймут и юмор оценят.
С эмоциями всё.
Бизнес
Возможно в России, в глубинке, лет двести назад уездное дворянство жило так же неспешно, в своё удовольствие, не обременяя себя излишними заботами о процветании усадьбы и материальным обеспечением будущих поколений.
Сегодня, «неэффективный» российский малый бизнес, крутиться семь дней в неделю по 10 часов в сутки, чтобы чувствовать себя уверенно завтра. Это к вопросу, что русские ленивы и не умеют работать.
Шон Бейтелл, конечно, эффективный собственник. Шотландия же не Россия. Он всегда готов пожертвовать дневной выручкой ради рыбалки, тестирования продукции местной вискокурни, встречи с друзьями или прогулки по живописным окрестностям. Доходы от книготорговли не велики. Фунтом больше, фунтом меньше, а жизнь проходит мимо. Лучше выпить виски, чем обслужить пяток-другой покупателей.
К слову о покупателях. Тех, кто несёт ему деньги, Шон тихо ненавидит. И его отчасти можно понять. Приходят бездельники, снимают книги со стеллажей, листают их без дела у камина, а потом кидают, где листали. И хорошо, что не в камин. И, ничего не купив, уходят!!!
Правда, возникает мысль: не нравится текущий процесс - создай правила и контролируй, чтобы покупатели их соблюдали. Но это хлопотно. А ненависть, пусть и тихая, добавляет эмоций в скучную, в общем-то, жизнь.
А жизнь, действительно странная. Я не знаю, по каким рельсам идут поезда британского сознания, но самый популярный букинистический товар, оказывается – старые железнодорожные справочники. Ребята, я понял бы людей, которые в эпоху катастроф и перемен хранили бы старые справочники, как символ некогда существовавшей стабильности. Но самой страшной катастрофой для Британии со времён Второй мировой войны стала, пожалуй, пандемия COVID-19! И случилась она много позже написания «бестселлера»!
Справочники – это метод сделать жизнь ещё более пресной?
Менеджмент
Если Вы ищите способ быстро развалить своё предприятие – вооружитесь опытом Шона. Персонал его магазина - это временная, низкоквалифицированная рабочая сила. Продавцы слушают босса, но поступают, как Бог на душу положит. Что, порой, заметно снижает и без того невысокую эффективность «крупнейшего шотландского букинистического магазина». Бесконечная терпимость Бейтелла к выходкам персонала на гране мазохизма. От 30% до 50% заказов на книги с электронных торговых площадок не выполняются исключительно потому, что милые помощники Шона раскладывают раритеты на полках так, как сочтут нужным. В результате, найти их и отправить покупателям практически невозможно.
С чем согласен
Полностью солидарен, пожалуй, только с отторжением Шоном Бейтеллом крупных электронных торговых площадок. Он не любит Amazon.com. Шон видит в нём убийцу мелкого бизнеса. И в этом он прав. От себя добавлю, что весь интернет и Amazon в частности – это гигантская свалка информации. Ориентироваться на свалке могут только те, кто её организуют. В результате вы либо платите организаторам за то, чтобы вас нашли, либо теряетесь на бескрайних просторах всемирной паутины.
О подарках
С советским тезисом: «Книга - лучший подарок» я согласен на 100%. Но книга – особый подарок. Это - откровение дарящего. Книгой мы говорим: что нам нравится, кто мы и какие. Поэтому дарить нужно не обложку и аннотации, а то, что на тебя, как на читателя, действительно произвело впечатление. Читайте и дарите!
Пожалуйста, Не подписывайтесь на мой канал.