Найти в Дзене
ОРАБОТЕ!

Как работает директор школы

Оглавление

Директор школы управляет огромной организацией, у которой есть свои особенности – кроме регулирования работы сотрудников, нужно учитывать интересы детей и родителей. Эта должность требует не только сильных административных навыков, но и определенных человеческих качеств. Rjob узнал, кто может стать директором школы и чем ещё придётся заниматься, кроме вызова родителей в школу.

Как стать директором школы

На директора школы нигде не учат. Эту должность не выбирают путем голосования, на нее назначают вышестоящие государственные организации или учредитель частной школы. У претендента обязательно должно быть высшее профессиональное образование и не меньше пяти лет стажа работы в педагогике и на руководящих должностях. Директор школы – это специалист высокой квалификации, знающий в подробностях педагогическую отрасль и специфику работы. Кроме педагогического образования, желательно иметь управленческое высшее или пройти соответствующие курсы.

Часто директором становится один из заместителей, уже работающих в школе, но он может быть приглашен и из других образовательных учреждений. Директор школы работает по срочному или бессрочному трудовому договору под контролем управления образования или учредителя школы. Эти контролирующие органы имеют право освободить директора от должности, когда действие договора закончится или раньше, если найдут исполнение обязанностей неудовлетворительными.

Что делает директор школы

Директор школы занимается множеством вопросов, непосредственно связанных с деятельностью учреждения. Он управляет педагогическим и административным персоналом, контролирует правила для школьников, экономические, финансовые и юридические аспекты.

Директор школы имеет право назначить и снять с должности любого подчиненного: своих заместителей (завучей), учителей, заведующих хозяйством и охранников. Он же следит за их работой, может посещать любые уроки для контроля учителя, устанавливает надбавки к заработной плате, утверждает премии, выносит предупреждения и выговоры и издает приказы и распоряжения.

Директор лично утверждает учебные планы, расписание уроков, график работы и нагрузку учителей, очередность отпусков. Организация питания и медицинской помощи также находится в компетенции директора.

В финансовые обязанности директора школы входит распоряжение бюджетными средствами. Именно директор решает вопросы покупки новых парт или проведения внеочередного ремонта класса. Кроме того, директор имеет право управлять имуществом школы – например, сдавать в аренду помещения.

У директора школы есть и особая ответственность за жизнь и здоровье учеников. При каждом несчастном случае директор обязан сообщить о происшествии в вышестоящие органы, в медицинское учреждение и родителям школьника. Директор инициирует расследование обстоятельств несчастного случая и, при необходимости, привлекает к ответственности как сотрудников школы, так и учеников. В том числе и с участием полиции. При возникновении угрозы здоровью школьников директор должен быстро среагировать, отменить занятия и оповестить родителей учащихся – например, из-за карантина по заболеванию или внештатной ситуации.

В обязанности директора входит и общение с родителями. Каждая жалоба проходит через его кабинет. Для решения недопонимания между родителями учеников и учителем директор устраивает встречу с участниками конфликта и выносит решение.

Каким должен быть директор школы

Прежде всего, стрессоустойчивым. Он решает множество административных вопросов, реагирует на требования начальства, должен внедрять новые правила, отвечать на запросы педагогического коллектива и решать конфликты учителей с учениками и родителями. Это объем, который очень трудно вместить в рамки восьмичасового рабочего дня, поэтому директора школ – действительно увлеченные люди, почти круглосуточно погруженные в профессию.

На этой должности требуется и ответственность, и способность к многозадачности, и быстрота в принятии решений. То есть качества отличного управленца. Директор школы должен уметь расставлять приоритеты, понимать, что нужно сделать в первую очередь, а что может подождать. Например, к первостепенным задачам относятся все острые конфликты, изменения в расписании и замены учителей, несчастные случаи и карантины.

Очень важное качество директора школы – коммуникабельность и способность спокойно разобраться в ситуации. Он выступает в роли судьи, который выслушивает все стороны в конфликте и должен принять самостоятельное решение. Если учитель виноват, директор может предложить родителям перевести ученика в другой класс, а педагогу вынести предупреждение. Но бывает и так, что родители обвиняют учителя безосновательно, и в этом случае директор должен проявить солидарность с коллегой и не пытаться замять конфликт любой ценой даже при угрозах жалобы в вышестоящие инстанции.

Директор школы никогда не смотрит на учеников свысока. Такие важные качества, как любовь и уважение к детям и подросткам, понимание их психологии, необходимы тем, кто работает в школе.

Права директора школы

Одним из минусов профессии директора школы можно назвать конфликты с родителями и педсоставом. Такие ситуации требуют от управленца четкого знания собственных прав и готовность отстаивать их перед начальством и даже в суде. Вопросов и претензий к директору школы всегда возникает достаточно. Часть из них касается взаимодействия родителей и школы. Многие родители не вникают в правила образовательного учреждения и готовы реагировать на любую, с их точки зрения, несправедливость, касающуюся их ребенка. Директор должен быть вооружен знаниями законодательства в области образования и четко прописанными правилами школы, чтобы доказать правоту своих действий.

То же самое важно и для четких и понятных взаимоотношений с подчиненными. В школе, кроме непосредственных обязанностей, сотрудникам приходится выполнять общественную нагрузку. Например, поочередные дежурства, выход на субботники и другие. Кроме того, сотрудники имеют право на курсы повышения квалификации. Директор должен знать свои права, чтобы управлять дополнительной нагрузкой и помогать карьерному росту учителей.

Особенности современного школьного директора

Современная школа – это живой организм, который ежегодно обновляется. Появляются нововведения, как в области организации, так и в программах. Современный директор школы должен быть готов к таким переменам – понимать, какое оборудование требуется для изучения новых предметов, когда нужно закупать более мощные компьютеры и какую выбрать программу образования.

Чтобы понимать детей, директору приходится вникать и в их новые увлечения – знать о соцсетях, мобильных приложениях, компьютерных играх. Такой подход помогает вывести школу на более современный уровень и повысить ее место в рейтингах образовательных учреждений города. И это напрямую зависит от директора.