25 марта прошла международная онлайн-конференция для педагогов «”Учи.ру” и лучшие образовательные практики в России и за рубежом». Спикер конференции, методист-эксперт «Учи.ру» Ксения Ким поделилась советами по подготовке сценариев уроков смешанного обучения.
Смешанное обучение – образовательный подход, совмещающий офлайн и онлайн, – набирает популярность не только за рубежом, но и в России. Более 10 тысяч отечественных школьников занимаются в таком формате при помощи образовательной онлайн-платформы «Учи.ру», показывая результаты на 30% выше, чем у сверстников.
Этот подход развивает у ребенка самостоятельность. Эффективность обусловлена во многом тем, что учебный процесс становится более индивидуальным. В онлайне школьник самостоятельно определяет темп занятий, а программа формируется, исходя из особенностей усвоения знаний: большее внимание уделяется слабым местам и тому, что интересно самому ученику и отвечает его будущей специализации.
Существует множество моделей смешанного формата обучения. «Перевернутый класс» и «Ротация станций» лучше всего интегрируются в классно-урочную систему.
Отправная точка для разработки методики
В основе разработки методических материалов лежат принципы смешанного обучения. Они помогают выстроить занятие для любой модели и базируются на четырех столпах:
- Высокие ожидания учащихся. Ребенок с помощью педагога и родителей формирует собственную цель и идет к ней.
- Персонализированное образование. Программа строится на основе интересов и стремлений ученика.
- Обучение, основанное на мастерстве. Школьник переходит к новой теме только после того, как изучил предыдущую.
- Ответственность за собственный результат. Ребенок сам принимает решения и, соответственно, пожинает плоды своих достижений или неудач.
Платформа играет важную роль при разработке методики, создавая благоприятные условия для эффективного смешанного обучения. «Учи.ру», например, руководствуется следующими подходами при создании карточек с заданиями:
- активное самостоятельное познание. Ученик сам добывает знания в процессе работы. В итоге они усваиваются лучше, чем готовые;
- диалог с ребенком. Юный пользователь получает мгновенную обратную связь. Система задает вопрос и моментально реагирует на ответ: если он правильный – хвалит и предлагает новое задание; если ошибочный – дает уточняющие вопросы, чтобы учащийся самостоятельно пришел к верному решению;
- множественность представлений знания: визуальное, формальное, вербальное. Это помогает лучше и быстрее запомнить информацию;
- верифицированные методы и подходы к решению задач. Они реализованы в соответствии с принципами смешанного обучения, соответствуют требованиям ФГОС, прошли педагогическую экспертизу РАН.
Как организовать урок по модели «Перевернутый класс»
Эта модель подходит тем, кто только начинает интегрировать систему смешанного обучения. Она заключается в том, что ученик осваивает новую тему, занимаясь на платформе дома. Работа в классе нацелена на разбор трудных моментов, закрепление и отработку материала.
Внедрение не требует особых организационных усилий. Учитель создает карточки по теме в личном кабинете, отправляет их детям, а после изучает статистику усвоения материала, выделяет сложные места и подготавливает задания для их отработки в стенах школы. Это позволяет тратить меньше времени на объяснение теории во время очного урока.
Технически «Перевернутый класс» реализуется за счет персональных гаджетов, а потому не влечет за собой дополнительных финансовых затрат для школы или учителя. Ребенок занимается дома на собственном планшете или компьютере. Модель формирует самостоятельность и хорошо подготавливает учеников к «Ротации станций» – более сложной альтернативе смешанного обучения.
Как организовать урок по модели «Ротация станций»
«Ротация станций» предполагает более глубокую подготовку, в том числе техническую. Суть заключается в том, что учащиеся делятся на группы по успеваемости или видам деятельности. Каждая последовательно проходит все станции в течение одного урока.
Вначале лучше делить класс на две группы: с высоким и низким уровнем самостоятельности. Это упростит разработку материала и организацию урока: часть учеников работает с учителем, другая – на планшетах. После адаптации такого формата можно делать больше групп и, соответственно, станций (если это позволяет уровень технической оснащенности).
Предварительно стоит подготовить учащихся к групповой работе, обеспечить достаточное количество материала. Разработку сценария можно условно разбить на блоки:
- Формирование групп. Нужно помнить, что учитель сможет работать непосредственно только с одной группой учеников. Лучше разделить класс на тех, кто может самостоятельно изучить материал, и тех, кому нужна помощь. Модель «Перевернутый класс» поможет выявить таких детей.
- Разработка заданий. Работа на одной станции должна занимать 10–20 минут. Нужно подготовить теоретическую часть для обеих групп – одну половину объясняет учитель, другую школьники изучают на планшетах. То же самое относится и к практической части: карточки – для отработки материала самостоятельно; тест или фронтальный опрос – для проработки с учителем.
- Подготовка материала для дальнейшего усвоения темы. После урока нужно изучить статистику по каждому ученику и классу в целом. Это позволит понять, что вызвало затруднения, и вынести их для дальнейшего разбора в классе.
Индивидуализация лежит в основе любой модели смешанного обучения. Так, например, в «Перевернутом классе» можно давать задания повышенной сложности детям с хорошей успеваемостью. Многое зависит от платформы: главное, чтобы она позволяла организовать измеряемый и настраиваемый учебный процесс.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.