В прошлых статьях мы говорили про основы и в общем представили, что такое франшиза. В этой статье перейдём ближе к практике, к уяснению практической задачи бизнесмена. Сначала подведём итоги.
В теории, "создать франшизу" - это:
создать новый бизнес по сдаче в аренду своего бренда и сопутствующей интеллектуальной собственности, а для этого нужно пройти такие шаги разработки франшизы:
1. придумать, формализовать, оформить и упаковать товар для этого бизнеса (товар с "вечной" гарантией). Результат шага разработки: промежуточно готовые документы франшизы (они охватывают все стороны франшизы, но ещё не прошли проверку рынком).
2. правильно увязать инструменты по продвижению и продажам этого товара на целевом рынке. Результат шага разработки: запуск франшизы на рынок. Первые 50-300 заявок на франшизу от целевой аудитории, находящейся на целевой территории (количество заявок зависит от области исходного бизнеса).
3. создать механизм сопровождения покупателей этого товара (Ваших франчайзи). Результат шага разработки: 2-7 первых открытых точки Ваших партнёров, желательно на сильно различных территориях и в непродолжительное время (количество точек зависит от области исходного бизнеса);
4. построить систему управления (управляющую компанию, УК) сетью Вашего бренда. Результат шага разработки: успешно открыты 2-7 первых точек Вашей франчайзинговой сети. Они стабильно приносят растущие прибыли своим владельцам. При этом Ваша УК стабильно и полностью получает все платежи от Ваших франчайзи. А Вы лично тратите 0 часов в день на оперативку в исходном бизнесе.
После реального выполнения всех этих шагов, Вы можете с полным правом сказать, что у Вас точно есть франшиза в полном понимании этого слова. Это будет правильно по смыслу и теории.
Теперь ближе к практике. Франшиза постоянно живёт, адаптируется, приспосабливается под изменения в экономике. Поэтому "создание франшизы" - это один из этапов жизни. Если этой жизни нет, она умирает - ведь скорость изменений на федеральном и тем более международном рынках гораздо выше, чем на местных рынках. Про жизнь франшизы я расскажу более подробно в отдельной статье. Тут просто перечислю основные этапы жизни франшизы:
Основные этапы жизни франшизы:
1. создание и запуск,
2. продвижение, отладка УК и самоокупаемость для франчайзера,
3. рост сети,
4. плато (основной акцент на управлении эффективностью сети),
5. реновация (переосмысление) франшизы или всего бренда (наделение смыслом и ценностью для гораздо более широкой аудитории и большего количества людей) и дальнейший рост, международная экспансия.
То есть на практике "создание франшизы" - это все действия от замысла до запуска франшизы. Именно тогда начинающий хозяин франшизы может сказать, что у него есть франшиза. Ведь франшиза как товар есть в наличии.
Создание франшизы предваряется анализом рынка, как и при любом новом бизнесе. Само создание франшизы на практике начинается с наброска концепции - общего описания франшизы на 1-2 листах формата А4. Там излагаются все узловые моменты франшизы. Концепция даёт целостное общее понимание, ЧТО мы будем разрабатывать дальше. Это понимание при дальнейшей работе детализируется и изменяется.
Друзья, если Вам нужна бесплатная или платная помощь в составлении концепции франшизы, обращайтесь (Максим, тел +79520840050 (МСК +7).
На базе концепции начинается разработка 4х главных частей франчайзинговых материалов:
1.1. Маркетинговая часть. В этой части в привлекательном ключе, в приятном и удобном дизайне описывается франшиза. Рассказывается, почему Вы должны её купить и как это осуществить. Также даётся информация о формате торговой точки, сути бизнеса, главных цифрах. Маркетинговая часть состоит как минимум из презентации и сопутствующих материалов. Про маркетинговую часть смотрите мою отдельную статью.
1.2. Финансовая часть. В этой части удобно и точно для читателя приводятся расчёты, которые дают понимание примерных усреднённых денежных сумм на запуск такого бизнеса, на первичную раскрутку точки на местном рынке и понимание сроков выхода на точку безубыточности и возврата инвестиций. Финансовая часть состоит как минимум из файла эксель, который для безопасности может быть сохранён в формате пдф или для большего эффекта может допускать перерасчёты самим пользователем, исходя из его конкретных величинах издержек и факторах прибыльности на локальном рынке. Более подробно про финансовую часть смотрите мою отдельную статью.
1.3. Юридическая часть. Она состоит как минимум из договоров, которые нужны для работы с партнёром и самому партнёру в текущей деятельности. Как максимум в этой части так же выстраивается вся юридическая схема по передаче прав партнёру, контроля за этими правами и управления ответственностью в ходе взаимоотношений. Более подробная информация так же содержится в отдельной статье.
1.4. Стандарты и правила. Эта часть описывает как внутренние правила, принципы и стандарты работы точки, которая открывается по франшизе, так и принципы, правила, стандарты и особенности взаимодействий хозяина франшизы со своим партнёром на всём протяжении партнёрства. Подробности об этом также в отдельной статье.
Все эти части можно и желательно разрабатывать одновременно. Это сэкономит время и позволит минимизировать время до получения прибыли от продаж франшизы.
Создавать франшизу можно своими силами или с подрядчиками. Работа с подрядчиками приводит к удорожанию франшизы, но при правильном подборе подрядчиков - к повышению шансов на рыночный успех и надёжности управления взаимоотношениями с партнёрами и в самих точках.
Лично я не рекомендую отдавать подрядчикам ПОЛНУЮ разработку. Только часть. А если франшиза получается уникальной и сложной, то разделение работ по разным подрядчикам необходимо. Маркетинг - одному, финансовую модель - другому,... Тем более полезным будет выделение собственной команды франшизы (потенциальной команды УК бренда) изнутри исходного бизнеса. Эта команда также выполняет свою часть работ по созданию франшизы. При таком разделении уменьшается количество людей, которые имеют всю полноту информации по франшизе и могут передать её конкурентам. Кроме того, уменьшаются риски срыва сроков создания франшизы. Заменить одного подрядчика и продолжить разработку проще, чем останавливать весь проект и искать снова подрядчика на весь объём работ. Также при этом сразу формируется костяк будущей УК. Стоять у истоков перспективного дела - это важно для сотрудников и предельно полезно для хозяев нового создаваемого бизнеса.
Единое руководство всего проекта создания франшизы должен осуществлять компетентный специалист в области франчайзинга. Часто бывает полезным ввести в команду франчайзингового трекера извне (координатор, менеджер). Он может полностью возглавить проект или помочь консультативно по отдельным вопросам. Такую работу лучше вести очно, но возможно и удалённо.
Максим, франчайзинговый трекер, +79520840050 (МСК +7).