Настоящая статья является переводом оригинальной статьи “Leadership vs Management: Is One Better Than the Other?”, опубликованной на lifehack.org.
Если кто-то является отличным менеджером, это совсем не значит, что он также является сильным лидером. Все мы когда-то сталкиваемся с теми, кто взаимозаменяет это термины и, порой, это выглядит печально.
Осознание разницы между лидерством и менеджментом поможет вам понять вашу роль в организации. А с осознанием этой роли вы сможете использовать свои способности эффективнее всего и сможете по-настоящему реализовать свой потенциал. Знание того, что отделяет менджеров от лидеров также поможет вам подобрать идеальный баланс между собственными навыками менеджера и лидера.
В этой статье мы взглянем на то, что объединяет и что разделяет лидеров и менеджеров, и поможем понять, как получить максимум и от того и другого.
Что такое лидерство и менеджмент?
Что такое лидерство?
Сила настоящего лидера происходит из его способности получать одобрение других людей. Лидеры используют своё влияние чтобы влиять на действующие нормы и развивать инновации. Как подсказывает Питер Друкер, американский консультант и автор книг по менеджменту и лидерству, иногда лидеры идут против правил чтобы инициировать изменения. Друкер точно подмечает:
Единственное определение лидера - это тот, у кого есть последователи. Чтобы появились последователи, нужно влияние, но это не исключает отсутствие хорошей репутации.
Что такое менеджмент?
Менеджеры делают так, что все сотрудники следуют одному стандарту работы, что, в свою очередь, позволяет менеджеру достигать свои цели. Сотрудники могут вполне ответственно выполнять свои обязанности, но их общий вклад в развитие организации формален:
Менеджеры - это люди, которым поставили задачу быть таковыми. Считается, что они будут выполнять другие задачи при помощи инструментов планирования, бюджетирования, организации, работы с персоналом, решения текущих проблем и контроля.
Лидерство против менеджмента
У лидерства и менеджмента разные характеристики и разные объекты внимания. Ниже приводятся 9 основных различий между лидерством и менеджментом:
1. Концентрироваться на целях и видении или концентрироваться на задачах
Лидеры ориентированы на цели и видение будущего своих компаний. Они видят сразу всю картину и находят новые способы актуализировать своё видение будущего. Когда лидеры пробуют новые вещи, они всегда стараются дополнить своими идеями миссию компании.
Менеджеры же являются мастерами по выполнению задач. Несмотря на то, что они могут сопереживать целям всей организации, их работа состоит в том, чтобы держаться установленных правил. Менеджеры реализовывают большие идеи лидеров организации.
2. Продавать или говорить
Поскольку лидеры всегда находятся острие инноваций, им приходится убеждать других в том, что их идеи действительно чего-то стоят. Таким образом, "продавая" свои идеи, они убеждают других следовать за ними.
С другой стороны, менеджеру не нужно продавать свои идеи потому что его роль - поддерживать существующий порядок. Если кто-то перестаёт ему следовать, то в дело вступают организационные процедуры. Работник делает так, как говорит ему менеджер.
3. Принимать риски или минимизировать риски
Каждый раз, когда вы пробуете что-то новое, вы принимаете риск. Лидеры по умолчанию берут на себя много рисков из-за того, что именно они продвигают изменения.
Менеджеры же находятся на своих местах для того, чтобы сводить риски к минимуму. Их цель - убедиться, что работники делают то, что должны, и так, как того требует компания. Если возникают какие-либо сложности, менеджер может обратиться к лидеру чтобы внести изменения в существующие процедуры.
4. Воодушевлять или давать указания
Граница между менеджментом и лидерством здесь может быть размыта в зависимости от того, как менеджер подходит к своим обязанностям. В конце концов, лидеры воодушевляют работников мыслить нестандартно и чувствовать всю ситуацию.
У менеджеров обычно есть чёткие указание по поводу разных аспектов рабочего процесса. Они могут воодушевлять, но их главная работа состоит в том, чтобы рассказывать всем, как должны выполняться рабочие процессы. Они также являются теми людьми, у которых работники спрашивают, как лучше всего выполнить работу.
5. Плыть против или по течению
Лидерам нужно менять существующий порядок вещей. Иначе их компании рискует остановиться в развитии. Они пробуют всё новое и определяют, насколько это может быть полезно. Их работа направлена на то, чтобы соединить воедино рабочие процессы и миссию компании.
В отличие от них, менеджеры поддерживают статус кво. Они делают всё для того, чтобы процессы, запущенные лидерами, выполнялись.
6. Мотивировать или согласовывать
Когда вы пробуете что-то новое, то риск того, что у вас ничего не получится, возрастает. У лидеров должно быть достаточно мотивации и они сами должны быть отличными мотиваторами других. Они направляют свои усилия на реализацию миссии компании. Когда у компании есть чёткое видение направления своего развития, лидеры могут использовать его как вдохновляющую идею для работников.
Задачей менеджеров же является решать, пройдёт та или иная идея одобрение или нет. Менеджеры оценивают действия своих подчинённых и определяют, соответствуют ли они стандартам компании или нет.
7. Нарушать правила или следовать им
Лидеры должны действовать быстро, не всегда следуя установленным правилам, чтобы оказаться впереди. Часто правила слишком ограничивают возможность инноваций. Это, в свою очередь, означает, что лидеру часто приходится отступать от них. Если же в компании нарушается внутренний порядок, лидеры и вовсе могут перестать следовать правилам.
Если же менеджер хочет сохранить свою работу, он должен придерживаться стратегий, установленных его руководством. Нарушение правил означает ослабление позиции менеджера, что может пагубно сказаться на компании.
8. Внушать доверие или осуществлять контроль
Когда вы следуете за кем-то по неизведанной территории, у вас должен быть определённый уровень доверия к этому человеку. Сильный лидер всегда внушает доверие, после чего люди без страха следуют за ним туда, где они не ещё были.
Власть менеджера заключается в его способности почти мгновенно устанавливать контроль над рабочим процессом. Менеджеру не нужна любовь или доверие для того, чтобы люди выполняли то, что он говорит. Чтобы хорошо делать свою работу, менеджерам нужен контроль.
9. Вынашивать идеи или назначать задачи
Лидеры прекрасно имеют вносить положительные изменения в рабочие процессы пробуя новые вещи. Они вынашивают новые идеи, поскольку это способствует достижению их целей. Они знают, что чем больше людей будет мыслить нестандартно, тем больше новшеств будет появляться в их рабочем коллективе.
Менеджер не может поощрять свободомыслие потому что в этом случае он не сможет удовлетворить ожидание компании. Говорить людям, что нужно делать - вот единственный способ для них убедиться в том, что работники занимают тем, что необходимо и так, как это необходимо.
Лучше лидерство, чем менеджмент (или наоборот)?
Как вы, наверное, уже заметили, между лидером и менеджером существует несколько очевидных различий, но лидерство и менджмент дополняют друг друга.
Лидеры умеют принимать риск, готовы к инновациям и изменению правил игры. Менеджеры же стремятся поддержать действующий порядок вещей. Но это не означает, что один из них лучше, чем другой.
Чтобы оставаться на плаву, компаниям нужны как менеджеры, так и лидеры. Недостаток менеджеров ставит компанию перед риском потерять внутреннюю организацию и перестать выполнять свои функции. Недостаток лидеров приводит к стагнации и падению мотивации у работников.
Если рассматривать подход к управления, лидеры и менеджеры находятся на разных концах спектра, но, всё же, они в одной команде. Лидер может обладать видением большой цели, но без менеджеров, которые смогли бы привести к ней, она никогда не будет достигнута. Менеджеры должны следовать стандартам, но, если их не вдохновляют лидеры, они не смогут донести своё видение работникам.
Баланс между лидерством и менеджментом
Лидерство и менеджмент находятся на расстоянии друг от друга. В некоторых ситуациях нужен лидер чтобы их разрешить, в некоторых же нужен менеджер. Хорошие управленцы умеют различать такие случаи.
Когда использовать навыки лидера
То, насколько вы сможете использовать навыки лидера, зависит от других работников и общего стиля работы вашей компании. Если работники чётко понимают цели и направления развития, они с большей вероятностью будут мотивированы лидером.
Для того, чтобы руководитель принял роль лидера, он должен понимать, что работники хорошо понимают и поддерживают политику компании. Если же руководителю постоянно приходится контролировать выполнению работниками базовых задач, будет очень сложно развить в них креативность.
Когда рабочая команда состоит из увлечённых личностей, которые осознают свои роли, простор для инноваций открыт. Они будут способны проявлять креативность без ущерба своим функциям в компании. Если лидер может открыто обсудить политики компании с работниками, они вместе смогут найти новые идеи для развития.
Когда использовать навыки менеджера
Когда вы выходите на новую работу, кто-то должен рассказать вам о том, как она устроена. Менеджеры обязательно должны присутствовать в командах, составленных из новых работников. Они помогут работникам определиться с тем, как наиболее эффективно выполнять их работу.
Менеджеры также великолепно умеют определять потенциал каждого работника. Они знают, что если работников перегрузить работой, то их производительность и удовлетворённость от работы существенно снизятся. Они поддерживают продуктивность работников, осознавая то, как каждый из них работает и как реагирует на стресс.
Менеджеры всегда нужны организациям чтобы разрешать спорные ситуации, касающиеся рабочего процесса. Менеджер - это человек, который может показать работнику как должна работать та или иная процедура. Они устраняют ситуации с неопределённостями так, что каждый рабтник выполняет то, что от него ожидает компания.
Чтобы реализовать свой потенциал, компании нужны как менеджеры, так и лидеры. Они не могут существовать друг без друга. Управлять компанией, в которой есть только лидеры, будет похоже на попытку дрессировать котов. В свою очередь, если в компании только менеджеры, то задачи будут исправно выполняться, но компания остановится в развитии.