Автор: Ирина Жигмунд
Уолтер Планкетт, автор знаменитого зеленого бархатного платья Скарлетт, сшитого из штор, и еще 5500 предметов одежды для более чем 50 персонажей фильма «Унесенные ветром», не получил за свою масштабную работу никакого «Оскара». Случилось это по простой причине — награду художникам по костюмам стали вручать лишь через 10 лет, начиная с 1949 года. Но надо отдать должное продюсеру Дэвиду О. Селзнику, который, получая золотую статуэтку за «Унесенные ветром» в номинации «Лучший фильм», публично признал заслуги художника по костюмам: «Очень жаль, что нет премии Академии за дизайн костюмов, потому что Уолтер Планкетт ее достоин!»
О том, что Дэвид О. Селзник запускает фильм по книге Маргарет Митчелл, художник по костюмам Уолтер Планкетт узнал случайно от своей подруги, актрисы Кэтрин Хепберн, которая сама хотела сыграть в нем главную роль. Они оба уже работали до этого с Селзником на студии RKO. Планкетт связался с продюсером и был нанят, но только на исследовательскую работу за небольшую плату. Потом получилось так, что как-то плавно, тихо, незаметно он стал художником по костюмам всего этого масштабного фильма, а зарплата так и не изменилась, осталась по-прежнему небольшой.
Хотя Планкетт за свою карьеру одевал и современные картины, тем не менее за художником в Голливуде закрепилась слава любителя исторических проектов. Сам он давал этому очень простое объяснение: «Каждый хочет сунуть нос в современные вещи — жены режиссеров, секретарши, актрисы с довольно плохим вкусом. Намного проще сказать им: «Мне нравится ваша идея, но просто это неправильно для того времени!»
При проектировании костюмов для фильма «Унесенные ветром», Уолтер Планкетт стремился к подлинности, он хотел показать зрителям, как выглядели люди на американском Юге в период Гражданской войны. Для этого он отправился в исследовательскую поездку в Джорджию. Снабженный рекомендательными письмами, Планкетт встретился с Маргарет Митчелл, которая взяла его в однодневное путешествие в Джонсборо, ближайший город, похожий на вымышленную Тару. Но здесь художник сильно простыл, и Митчелл убедила его отлежаться в постели в своем отеле, прежде чем отправиться в Саванну и Чарльстон. «Он попытался это сделать, — вспоминала она, — но был вынужден покинуть город из-за множества людей, которые приходили к нему с костюмами 1860-х годов, полагая, что он хочет их все купить».
В своей поездке Планкетт посетил плантации и опросил стариков, которые еще застали Гражданскую войну. Его приглашали в дома и с гордостью показывали шелковые платья, принадлежавшие бабушкам и прабабушкам. «Одна женщина в Чарльстоне даже отправила своих детей собирать для меня коробку с шипами с дерева, растущего в этом районе, потому что во время блокады не было металлических булавок и иголок, и вместо них одежда скреплялась этими шипами», — вспоминал Планкетт.
В своих исследованиях Планкетт также обнаружил, что женщины Атланты во время блокады Юга использовали подручные материалы для изготовления своих платьев. Идея «шторного платья», в котором Скарлетт идет в тюрьму к Ретту Батлеру, писательнице подсказала пара штор ее матери. Во время вторжения армии Союза плантация ее семьи в Северной Джорджии была разорена, и из ценного осталась только эта пара штор, которые теперь передаются из поколения в поколение как единственная ценная реликвия, пережившая войну.
Для «шторного платья» Планкетт приобрел зеленый бархат и бархат цвета мха. Ткань специально отфактурили, чтобы добиться немного выцветшего внешнего вида давно висящих штор.
Еще один интересный факт: во время Гражданской войны женщины Юга украшали шляпы куриными перьями. Поэтому нет ничего удивительного, что у Скарлетт ее эффектный головной убор гарнируют петушиные перья и позолоченные куриные лапы.
Это фрагмент моей статьи. Полностью ее можно прочесть здесь https://tvkinoradio.ru/article/article16108-kak-sozdavalis-kostyumi-filma-unesennie-vetrom