Найти тему
Хакнем Иудаизм

Так почему же вести бизнес честно — выгоднее? Мнение древнего еврейского мудреца

Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность)

Источник фото: https://mtdata.ru
Источник фото: https://mtdata.ru

Сказано в одной из древних книг еврейской традиции — «Ховот а-Левавот» («Обязанности сердец»), которую написал рабейну Бахйе бар Йосеф ибн Пакуда в 1080 году. (Врата 4, «Об уповании», глава 4):

«….А бывает иногда, что Создатель посылает пропитание многим людям через определенного человека, для того, чтобы испытать его, не станет ли этот человек нарушать Его указания. И это является тяжелейшим испытанием, как для царя с его подданными, так и для вельмож и их помощников, вокруг которых огромный двор их рабов, слуг, с их семьями и близкими. И ради других они пытаются собирать деньги любыми средствами, хорошими и плохими. И те из них, кто недостаточно умен, могут ошибиться в одной из трех вещей.
Во-первых, могут подумать, что действуя плохим путем, они берут то, что им и так предназначено Создателем. Как будто, не избери они плохой путь, то не получили бы то, что им предназначено. Ведь даже правильными путями они добились бы того, что им предназначено, и при этом исполнили бы то, что нужно, с точки зрения Торы и Вечной Жизни.
Во-вторых, некоторые думают, что все деньги, которые попадают к ним руки, это средства, которые предназначены для их собственных расходов.
На самом же деле, достаток человека делится на три части. Одна из них — это то, что предназначено ему для пропитания. И это назначено каждому из живых, во все дни его. Вторая — это пропитание других людей, его жены, детей, рабов и слуг, и подобного им. И это дается в определенных случаях, а в других не дается, в соответствии с принципами Суда и Милосердия Создателя. Третья часть — это обладание тем имуществом, от которого нет непосредственной пользы самому человеку. И он хранит его, пока не передаст в наследство кому-то другому, или пока не потеряет.
А неразумный считает, что всё, что дал ему Создатель — это на его пропитание и в личное пользование. И поэтому он старается собрать побольше. А ведь может быть, что он собирает его для другого мужчины и его жены, или для того, кто его убьет, или для самого большого из своих врагов.
В-третьих, такой человек дает пропитание людям, которым Создатель назначил пропитание через него, но он требует от них благодарности, как будто это он дал им пропитание и сделал им одолжение. И хочет, чтобы его постоянно благодарили и хвалили. И он возгордится, и подумает, что если бы не отдал эти деньги им, то деньги остались бы у него, а эти люди остались бы без пропитания. Такой человек несчастен. Потому что он зря старается в этом мире, и теряет свою награду в Будущем Мире.
Разумный же человек в этих трех моментах поступает так, как правильно с точки зрения Торы и Будущего Мира. И у него больше уверенности в том, что в руках Создателя, чем в том, что в его руках. Ведь из то, что в его руках — неизвестно, предназначено ли оно для его пропитания, или для пропитания других, или это просто имущество, которое дано ему на хранение. И, благодаря этому, он достигнет почета в этом мире, и награды в Мире Будущем».

Трудно что-либо добавить к словам рабейну Бахйе. Задачи, которые стоят перед предпринимателем или чиновником, очень и очень тяжелы. Недаром раби Йеуда а-Наси (еврейский мудрец, составитель Мишны) уважал состоятельных людей. Ведь они несут на себе в этот мир часть Божественного Провидения, и на пути их большие препятствия и тяжелые испытания.

Продолжение следует.
Начало статьи
здесь.

#хакнем_иудаизм (👈 подпишитесь на наш новый хэштег).

Составлено на основе материалов статьи Давида Канторовича, главного раввина г. Гомель, [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск N 49].

-2