К XVIII веку Россия оставалась совершенно средневековой страной, и начатая при Петре I форсированная модернизация далеко не сразу изменила облик государства, которое оставалось аграрным и бескрайним - не столько из-за своих размеров, сколько из-за несовершенства путей сообщения. До появления паровых машин, а нередко и после их появления единственным способом приводить в движение заводские механизмы - кроме мускульной силы людей и животных - была вода. Ещё был важен лес как единственный источник топлива - пока во второй половине XIX века не началась массовая добыча угля.
И металлургические заводы строились там, где рядом был лес, и где была возможность построить плотину с вододействующими колёсами. Прежде всего это происходило на Урале, но и на Русской равнине кое-где возникали целые скопления заводов, настоящие промышленные кластеры той эпохи.
В верховьях Болвы, на междуречье Днепра и Волги пруды и плотины менее эффективны, чем на Урале - просто из-за меньшего перепада высот - но зато леса много.
И тут возник настоящий промышленный район, начало которому дали заводы Ивана Мальцова.
Сначала стекольная промышленность, потом стройматериалы, а потом и металлургия.
Сначала водные пути - по Болве и Десне в Днепр, по Жиздре и Оке в Волгу, потом железные дороги - в Брянске к концу XIX века сформировался крупнейший в провинции Центральной России железнодорожный узел.
Среди прекрасного брянского леса виднеются практически уральские пейзажи - дымящие трубы, заводские цеха, закопчённые дома соцгородов.
Всё это в гораздо меньшем масштабе, чем на Урале, и с меньшими последствиями, но всё равно совсем непохоже на соседние райцентры и сельскую местность.
Это очень хорошо видно и в Брянске, где распланированный и правильный центр на высоком берегу Десны, грязный и беспорядочный частный сектор вокруг и пыльная машиностроительно-металлургическая Бежица за рекой, которая и через много десятилетий после слияния с областным центром выглядит как отдельный город.
Цементное Фокино и хрустальное Дятьково - где хрусталь, впрочем, уже почти не производится.
И железные дороги с интенсивностью пригородного сообщения как в городе-миллионнике хорошо дополняют атмосферу этого странного места.