Это самый общий и самый главный вопрос, с которого стоит подступиться к созданию франшизы. И это, прежде всего, личная история. Зачем лично Вам, бизнесмену, нужна франшиза? А зачем она Вашему бизнесу? А зачем она Вашим клиентам и сотрудникам? А зачем она нужна стране и её экономике?
Создание франшизы - это ответственный шаг. Ничего очень сложного и сверхестественного, но понимание ответственности и правильное восприятие франшизы убережёт от концептуальных ошибок и зря потраченного времени. Франшиза - это НЕ направление Вашего бизнеса. Это способ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВАШЕГО БРЕНДА через принципиально иную форму предпринимательства. Если подробнее, то это вообще ДРУГОЙ БИЗНЕС. Отдельный.
Бизнес по успешным "приземлениям" бизнес-модели Вашего нынешнего бизнеса (в дальнейшем буду называть его "исходным бизнесом") на новые локальные рынки (отдельные территории) за ограниченную маржу.
То есть Вы берёте бизнес-модель своего бизнеса, который приносит сегодня Вам выручку и прибыль, вшиваете накрепко в эту бизнес-модель свой бренд и начинаете сдавать этот комплекс в аренду за деньги Вашим новым партнёрам. Самое главное, что Вы, вместе с каждым Вашим новым партнёром, "приземляете" эту бизнес-модель, приспосабливаете её для самой эффективной работы на его локальном рынке. И делаете это за ту часть маржи, которую сами прописали на этапе создания своей франшизы. С Вами он делится только небольшой частью прибыли. Основную часть прибыли забирает себе Ваш партнёр. Он же занимается всем оперативным и почти всем тактическим управлением своей точки (магазином, офисом, заведением, сайтом,...). То есть бизнес ведёт он, а уже его самого за ручку, мимо подводных валунов и напрасных потерь времени и денег ведёте Вы. От подписания договора и "ныне и присно и вовеки веков..."
По большому счёту, Вы играете роль питательной среды в чашке Петри, в которой под управлением Вашего партнёра растёт клон Вашего бизнеса на новой территории и в отличающихся экономических условиях. Но также Вы осуществляете и общее управление процессом роста сети таких клонов на целевой территории (например, на ДВ или сразу на территории РФ).
Почему это не направление старого бизнеса? Потому что здесь точно другой продукт, часто другая целевая аудитория, часто другая география присутствия, отсюда другой маркетинг и продажи, часто другая команда и другое управление. Во франчайзинговой точке часто (особенно в начале создания сети) бывает другая экономика и, конечно, другое управление.
Общее только одно - БРЕНД ИСХОДНОГО БИЗНЕСА - это главный актив нового бизнеса. Но это не облегчает, а даже осложняет дело - если новый бизнес обанкротится, это может ощутимо повлиять на прибыльность и устойчивость исходного бизнеса. Об этом позаботилось наше законодательство. То есть когда мы говорим: "А не создать ли мне франшизу?" -, то имеем ввиду не столько проект по созданию документов, сколько начало новой бизнес-деятельности. Это как с доменной печью у металлургов - если запустили, остановить в любой момент и без ущерба не получится.
Ну что, готовы заняться новым бизнесом параллельно с исходным?
С самыми решительными и серьёзными идём дальше...
Этот способ стратегического развития бренда даёт БЫСТРЫЙ РОСТ территориального присутствия бренда. Это НЕ ДОРОГО обходится Вам с точки зрения капитальных вложений в новые точки, но это достаточно хлопотно и несёт репутационные риски для Вашего исходного бизнеса.
Вызов для Вас состоит ещё и в управлении партнёрами - это горизонтальное управление на основе договоренностей, процессов и юридических документов людьми, которые принесут Вам на старте взаимоотношений значительные для них деньги и будут стараться "выжать" из Вас соответствующую ценность (и даже больше) на каждом шагу взаимоотношений. А Вам надо направить их по тому пути "выжимания", который нужен именно Вам с помощью материалов разработанных на этапе создания франшизы и процессов, которые Вы построите в Управляющей Компании своего бренда (в дальнейшем - УК).
Дальше рассмотрим, что такое франшиза. Статья: "Франшиза - общее понимание для хозяина бренда"
Текст: Матохин Максим, +7-(952)-0840050