В качестве дебютной записи я хотел бы представить не своё мнение, а Вадима Брусянина, с которым был лично знаком, и внезапно, на развалах интернета наткнулся на скрин его рецензии, кажется, 79-го года, наверное, в газете «Телевидение.Радио». Вадим Олегович был из таких кирпичиков ленинградской журналистики и вообще индустрии медиа, которая как поток несла некоторые смыслы, согласуясь с множеством фильтров.
АМЕРИКАНЕЦ Рой Такер — человек, которому нечего терять. Он воевал во Вьетнаме, дослужился до звания сержанта, был первоклассным снайпером и заработал орден «Пурпурное сердце». Ему удалось выжить, он вернулся домой, полюбил женщину, но неожиданно угодил в тюрьму. Туда-то за ним и пришел некий человек в штатском. Он сказал, что даст ему возможность досрочно освободиться, и тогда он снова увидит жену, и будут у него вилла, машина и приличный счет в банке. Такеру предстояло стать наемным убийцей...
«Принцип домино» — новый фильм американского режиссера Стенли Крамера. У нас известны его ленты «Пожнешь бурю», «Нюрнбергский процесс», «Скованные одной цепью», «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Оклахома, как она есть», «Благослови зверей и детей». В каждой он чутко откликается на явления действительности, волнующие общественность не одной только Америки. Несколько лет назад в одном из интервью Крамер говорил о своем намерении сделать картину о позорно прославившемся лейтенанте Колли, по приказу которого во гремя агрессии США была дотла сожжена вместе с жителями вьетнамская деревня Сонгми.
Он хотел исследовать механизм преступления, ту социальную почву, на которой вызревает возможность их совершать. Однако со временем этот замысел, как видим, несколько трансформировался, и режиссер поставил «Принцип домино». Жизнь внесла свои коррективы, и нынешний фильм стал созвучен именно сегодняшнему умонастроению миллионов американцев, протестующих против культа насилия и произвола в стране, так много кричащей о правах человека. Полуторачасовая лента поразительно емка и насыщенна по мысли и содержанию в ней работает каждый кадр, опять и опять свидетельствуя о высочайшем уровне мастерства художника,
В. БРУСЯНИН
_________________________________________________
Этот фильм мне рекомендовал ещё отец, с оказией его где-то посмотревший в начале 80-х, но я сам так и не добрался, откладываю на последнее усмотрение, хотя ясно по рейтингам уже устоявшимся, что ценности там нет никакой художественной. Ценность есть только в нашем восприятии и его осмыслении.