Найти в Дзене

«Мы требуем…»

Люблю эту фотографию. За её атмосферность, за многослойную передачу духа эпохи. Холодок по телу каждый раз, когда разглядываю этот снимок. Но именно это противоречивое чувство и заставляет возвращаться к фотографии снова и снова, как будто не всё в ней увидел, не всё в ней разглядел… «Мы дети хлеборобов требуем от своих родителей вступления в колхоз гигант» Чувствуете силу воспитания в советской школе? Они не просят, они тре-бу-ют. Разумеется не просто так, а от имени государства-организатора укрупнения коллективных хозяйств (гигант — это не наименование, это форма). Дети как «последний аргумент». Тот самый случай, когда «яйца курицу учат». Дети, едва научившись читать-писать, наставляют своих безграмотных родителей… Страшно. «А когда будет хорошо?» — «А хорошо уже было»: не пугайте нас ювенальной юстицией, мы это уже проходили и, судя по всему, форы дадим многим. Всмотритесь в лица детей; вам тоже как-то не по себе? Отдельный персонаж — учитель. Фамилию удалось установить примерно — Р
Школа в станице Сергиевской Кореновского района Краснодарского края, ориентировочно 1929 год
Школа в станице Сергиевской Кореновского района Краснодарского края, ориентировочно 1929 год

Люблю эту фотографию. За её атмосферность, за многослойную передачу духа эпохи. Холодок по телу каждый раз, когда разглядываю этот снимок. Но именно это противоречивое чувство и заставляет возвращаться к фотографии снова и снова, как будто не всё в ней увидел, не всё в ней разглядел…

«Мы

дети хлеборобов

требуем

от своих родителей

вступления

в колхоз гигант»

Чувствуете силу воспитания в советской школе? Они не просят, они тре-бу-ют. Разумеется не просто так, а от имени государства-организатора укрупнения коллективных хозяйств (гигант — это не наименование, это форма). Дети как «последний аргумент». Тот самый случай, когда «яйца курицу учат». Дети, едва научившись читать-писать, наставляют своих безграмотных родителей…

Страшно. «А когда будет хорошо?» — «А хорошо уже было»: не пугайте нас ювенальной юстицией, мы это уже проходили и, судя по всему, форы дадим многим. Всмотритесь в лица детей; вам тоже как-то не по себе?

Отдельный персонаж — учитель. Фамилию удалось установить примерно — Роминская. Увы, но иными сведениями мы пока не располагаем. Не покидает ощущение, что она как будто из другого мира, не правда ли? Есть что-то инородное в ней. Выражение лица, разрушающее контекст снимка. Просто не местная? Или пламенный революционер в прошлом, с руками по локоть в крови? Возможно, «из этих», в смысле мещан-дворян? Кем была эта женщина? Стоп… А не с неё ли Крамской писал свою «Незнакомку»?

Интересна история обретения этой фотографии. Нашёл её наш местный краевед Михаил Сергеевич Тимченко в семейном архиве коллеги-учителя. Давно: в 70-е фотография была одним из экспонатов созданного Михаилом Сергеевичем школьного музея. В 73-м, уходя из школы, историк оставил фотографию в музее, откуда она спустя время бесследно исчезла; в настоящее время местоположение оригинала неизвестно.

На экране скан фоторепродукции. В 70-е годы Михаил Сергеевич передавал фотографию из музея местному фотографу Гавриилу Александровичу Барабашову для пересъёмки. Фотографа давно нет в живых, клуб, в котором он работал киномехаником, сгорел, а вот банки с фотоплёнками сохранились. Спасибо всё тому же Михаилу Сергеевичу.

В 2015 году на одном из таких роликов, упрятанном в одной из 11 банок, и был обнаружен уникальный кадр в нескольких дублях, один из которых мы сегодня и публикуем.

Берегите прошлое. Если в ваших семейных архивах есть ненужные фотографии, киноплёнки и видеокассеты (остались от ушедших родственников, друзей и знакомых, посторонних людей, например, соседей), не обладающие по вашему мнению ценностью, не выбрасывайте их, а приносите, привозите, присылайте нам в студию. Вдруг среди информационного шума мы сможем обнаружить аналогичный «бриллиант» из истории нашей общей малой родины (или общей большой Родины).