Очередную инициативу предложил Член Палаты молодых законодателей при Совете Федерации России Гулиев.
Инициатива:
Дмитрий Гулиев направил в Госдуму обращение с предложением в целях противодействия распространения коронавируса объявить амнистию лицам, лишенным водительских прав.
Подробности своей инициативы он рассказал в интервью "Российской газете".
Интервью с Гулиевым:
Вопрос: лишение прав – довольно серьезная мера, применяемая за нарушения, представляющие высокую общественную опасность, например, пьянство за рулем. Вы хотите выпустить лихачей на дороги?
Ответ: Этого, конечно делать нельзя. Лица, лишённые прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, превышение скорости или какие-либо повторные нарушения, под амнистию попадать не будут.
Вопрос: Тогда кто попадет под амнистию?
Ответ: Например, лишённые прав за оставление места аварии, за выезд на встречную полосу движения. Однозначно, это тоже довольно серьезные нарушения, но в сложившихся экстраординарных обстоятельствах можно ставить вопрос об амнистии этих граждан.
Вопрос: Смысл возвращения прав? Ведь в целях самоизоляции лучше оставаться дома, никуда не ходить и не ездить.
Ответ: Всё верно, самоизоляция и удаленная работа – это в идеале, ответственный в гражданском плане человек должен максимально снизить все свои социальные контакты. Но, к сожалению, не все имеют такую возможность: медики, оперативные службы. Ведь работу многих специалистов нельзя приостановить или перевести на удалёнку. Для этих людей лучше ездить на работу на личном автомобиле, а не общественным транспортом. Это вопрос и его личной безопасности, и безопасности общества.
Вопрос: По каким критериям вы выбирали статьи Кодекса об административных правонарушениях, на которые можно распространить амнистию? Ведь оставление места дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и выезд на встречку – так же представляют общественную опасность.
Ответ: Да, но их общественная опасность несопоставима с рисками, связанными с распространением вируса. Человек оставляет место ДТП под влиянием одномоментного страха наказания, при этом чаще всего речь идет о какой-то незначительной аварии, от которой остаются вмятины или царапины. Если авария серьезная, с нее не так-то просто уехать на разбитой машине. Если же есть человеческие жертвы, то возникает уже уголовная ответственность. Трусливое поведение водителя, поцарапавшего чужой автомобиль и сбежавшего нельзя ни уважать, ни оправдать. Но этим людям через несколько месяцев все равно вернут права. В сложившейся ситуации лучше это сделать сейчас, и надеяться, что случившееся станет для них уроком.
Что же касается выезда на встречную полосу, такие нарушения часто совершаются из-за того, что водитель не разобрался в схеме организации движения, например, на сложных развязках. Такие нарушители не являются хроническими, а мы сегодня должны искать любые способы, как сократить количество людей в общественном транспорте. Автомобиль позволяет соблюдать социальную дистанцию, если служебный долг заставил человека выйти из дома.
Вопрос: Разве можно объявлять амнистии по делам об административных правонарушениях?
Ответ: Теоретически – это не запрещено: полномочия Госдумы объявлять амнистии заложено в Конституции, и в ней не оговорено, что право Госдумы ограничено объявлением амнистий только по уголовным делам.
Тем более, сейчас идёт работа над проектом нового КоАП, и там в том числе прописывается возможность объявлять амнистии и наказанным за административные правонарушения.
Предложенное Дмитрием Гулиевым напоминает нормы уголовного кодекса освобождающие от уголовной ответственности за совершение преступлений в состоянии крайней необходимости (не является преступлением причинение вреда в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам совершившего или иных лиц, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами) и на первый взгляд выглядит вполне разумным и уместным!
Спасибо за внимание!