Корейский фильм “Паразиты” режиссера Пон Джун-хо, взявший в прошедшем году главную награду Канн, стал настоящей сенсацией в кино. Эта победа была совершенно неожиданной и для кинематографической профессиональной общественности, и для рядового зрителя. К тому же, впервые за всю историю существования фестиваля, эта награда досталась Южной Корее.
Изначально в конкурсе были совсем другие фавориты. Такие мировые знаменитости, как Джим Джармуш, Квентин Тарантино и Педро Альмодовар, тоже представили свои картины на конкурс за главный приз. Были и менее “громкие” имена, но не менее профессиональные: в частности, практически ставший живой легендой итальянского кино Марко Беллоккьо, китайский режиссер Дяо Йинан, победитель Берлинского фестиваля-2014 и, Селин Сьямма, приверженка “феменистского минимализма”, с кинематографической лентой о непростой роли женщины в изобразительном искусстве, успевшей нашуметь еще до начала фестивальных просмотров.
В большинстве случаев имя Джун-хо Пон и его фильм не фигурировали в предварительных фестивальных прогнозах. Однако жюри расставили свои акценты. Семейные ценности – вот, что остается главной фестивальной темой. Семья бедняков противопоставлена семье богатых. Ни те, ни другие не идеальны. Каждый полон своих недостатков. Но если первые совершают какие-то неблаговидные поступки во имя элементарного выживания, то вторые – исключительно от пресыщения. И общественность (фестивальная и обывательская) принимает сторону бедняков.
Ситуация обострена. Бедные бедны до крайности, а богатые глупы до невозможности. И те, и другие находятся на грани, что не может не привести к летальному исходу. В время праздника во дворе особняка возникает незапланированная поножовщина, в результате которой происходит несколько убийств. (Не хотелось бы разглашать, кого именно настигает смерть, поскольку это кульминация фильма.) Борьба за выживание становится войной. Люди готовы убивать и рисковать быть убитыми за банальные “кусок хлеба и крышу над головой”.
Не трагедии криминального мира, не история изобразительного искусства и не интриги большого шоу-бизнеса поставлены во главу угла. История семьи, сломавшаяся в ежедневной борьбе за свое существование и в результате потерпевшей крушение - вот главная драма наших дней.