Штурм дворца Амина и захват объектов второго плана.
Вечером 27 декабря советские спецподразделения взяли штурмом дворец Амина, операция продолжалась 40 минут, во время штурма Амин был убит. По официальной версии, опубликованной газетой «Правда», «в результате поднявшейся волны народного гнева Амин вместе со своими приспешниками предстал перед справедливым народным судом и был казнён».
Помимо основного объекта, подразделения 103 гв. ВДД и 345 ОПДП блокировали и взяли под контроль воинские части кабульского гарнизона, радиотелецентр, министерства безопасности и внутренних дел, тем самым обеспечив спецподразделениям выполнение их задачи. Второй по важности объект — комплекс зданий генерального штаба афганской армии, был штурмом захвачен 7-й парашютно-десантной ротой 350-го гв. ПДП. Возглавлял генеральный штаб афганской армии Мухаммед Якуб, преданный Амину его родственник, выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Для успеха всей операции было необходимо его нейтрализовать, поскольку он мог отдать приказ афганской армии на вооружённое сопротивление. Нейтрализация Якуба была поручена командиру 103 гв. ВДД генералу Ивану Рябченко. Причём задача ставилась лично министром обороны маршалом Устиновым и председателем КГБ Андроповым. Непосредственно перед началом операции «Шторм-333» генерал Рябченко, вместе со специально отобранными офицерами, братьями Лаговскими, отправились на приём к Якубу, якобы для уточнения мест расположения подразделений советской армии. Когда прогремел взрыв колодца связи, послуживший сигналом к началу операции, и Якуб уже все понял, группа офицеров во главе с генералом И. Рябченко оттеснила охрану и нейтрализовала Якуба, не дав ему возможности связаться с частями афганской армии. В его кабинете на прямой связи с афганскими частями стояла работающая радиостанция. Группа генерала Рябченко сама оказалась блокированной в кабинете Якуба. 7-я парашютно-десантная рота 350-го гв. ПДП, заблудившись в тёмном незнакомом городе, прибыла с опозданием в 40 минут. Только после её прибытия небольшая группа из состава спецподразделений, смявшая охрану на первом этаже и держащая под контролем коридоры генштаба, смогла вздохнуть спокойно. В её составе уже было двое раненых. Они встретили десантников словами: «Ребята, выручайте своего командира! Он блокирован в кабинете Якуба». Не прошло и часа, как здание было полностью под контролем десантников[70].
В ночь с 27 на 28 декабря Б. Кармаль прибыл в Кабул из Баграма, радио Кабула передало его обращение к афганскому народу, в котором был провозглашён «второй этап революции».
Дважды прошедшие
Жизненный путь многих офицеров Советской армии, прошедших «первый Афганистан», показал их неуклонное стремление вновь оказаться на войне, предпочтение ими тягот и лишений боевой обстановки возвращению в Союз и началу размеренной службы в условиях мирных будней паркетно-ковровых кабинетов «арбатского военного округа»[203].
Истинной причиной желания молодых ветеранов, вчерашних воинов, вернуться на войну, несомненно, было отсутствие в мирной жизни той честности и искренности человеческих отношений, качеств, присущих боевой среде, где бытует жёсткая прямолинейность и отсутствует лукавство. На передовой было все просто: «вот мы — вот враг», «считаешь себя лучшим, докажи!»[203].
Примеров, когда офицеры и прапорщики Советской армии вновь возвращались в Афганистан, было сотни. Имена наиболее знаковых военачальников, отдавших четыре и более лет своей жизни войне в Афганистане, известны. Это Герои Советского Союза Б. В. Громов, П. С. Грачёв, Р. С. Аушев, В. А. Востротин, В. С. Кот, Я. П. Горошко, В. Н. Очиров и другие.
Подвиг 9 роты.
Данная ситуация сложилась после ухода советских войск из округа Хост весной 1986 года, когда после крупной войсковой операции была уничтожена база афганских моджахедов Джавара.
После ухода советских войск, правительственные войска не смогли противостоять натиску противника и были заблокированы в самом городе Хост, потеряв контроль над дорогой, которая связывала его с Гардезом. Командование 40-й Армии принимает решение поддержать заблокированный по суше город авиационными поставками продовольствия и боеприпасов.
Руководством ВС СССР предпринимается крупная войсковая операция «Магистраль», главной задачей которой являлось деблокирование города Хост и доставка автомобильными колоннами продовольствия, топлива и боеприпасов для осаждённого гарнизона.
Основная статья: Операция «Магистраль»
К участию в операции был привлечён 1-й и 3-й парашютно-десантный батальон 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка (далее по тексту — 345-й опдп).
Бой 9 роты.
7 января 1988 года после артиллерийского обстрела афганские моджахеды предприняли атаку на высоту 3234 с целью сбить сторожевое охранение с господствующей высоты и открыть себе доступ к дороге Гардез-Хост. Одновременно моджахеды организовали наступление на позиции 1-го парашютно-десантного батальона 345-го опдп, в связи с чем командование полка не смогло определиться с тем, какое из направлений удара противник выберет главным.
В 15:30 начинается обстрел высоты противником из безоткатных орудий, миномётов, стрелкового оружия, гранатомётов. Также было выпущено несколько десятков реактивных снарядов.
Противник, используя террасы и скрытые подступы, подошёл, не замеченный наблюдателями, на расстояние до 200 метров к позициям 9-й пдр.
В 16:30 с наступлением сумерек, под прикрытием массированного огня моджахеды пошли в атаку с двух направлений. Спустя 50 минут атака была отбита: 10-15 моджахедов убиты, около 30 ранены. Ближе 60 метров к основным позициям моджахеды подойти не смогли. Во время атаки погиб младший сержант Вячеслав Александров — командир расчёта крупнокалиберного пулемёта «Утёс». Пулемёт был выведен из строя.
17:35. Началась вторая атака, которая велась на участке позиции ослабленной в связи с потерей крупнокалиберного пулемёта. Артиллерийский корректировщик Иван Бабенко под конец атаки запросил поддержку артиллерии (кроме полковой артиллерии 3-му пдб были выделены в усиление артиллерия от мотострелкового соединения).
19:10. Началась третья атака. Под прикрытием массированного огня из пулемётов и гранатомётов мятежники, не считаясь с потерями, шли в полный рост. Атака была отбита.
23:10. Началась четвёртая, одна из самых ожесточённых атак на высоту. Используя мёртвые пространства, под плотным огнём моджахеды подошли к склонам высоты с трёх направлений, в том числе через минное поле. На западном направлении моджахедам удалось приблизиться на расстояние 50 метров, а на отдельных участках — на бросок гранаты.
С восьми вечера до трёх ночи всего было девять атак.
3:00. Последняя атака, двенадцатая по счёту, была наиболее критической по складывавшейся обстановке. Противнику удалось приблизиться к позициям на 50, а на отдельных участках — на 10-15 метров. К этому моменту у защитников фактически закончились боеприпасы. Офицеры готовы были вызвать на себя огонь артиллерии.
Командир полка утверждает решение командира 3-го пдб об отправке на высоту 3234 разведывательного взвода и 2 взводов 8-й парашютно-десантной роты с целью усилить понёсшую потери 9-ю пдр и отстоять высоту. Вопрос об оставлении высоты 3234 не ставился ввиду невозможности эвакуации раненых и убитых.
В критический момент к позиции 9-й пдр с боями пробился разведывательный взвод 3-го парашютно-десантного батальона в количестве 12 человек, под командованием старшего лейтенанта Алексея Смирнова[2], который доставил боеприпасы. Для этого разведывательному взводу пришлось совершить переход 3 километра по горам в условиях полной темноты. Это позволило перейти в контратаку и окончательно решило исход боя. Моджахеды, оценив изменившийся расклад сил, прекратили атаку и забрав раненых и убитых, начали отступление.
В отражении атак большую роль сыграла артиллерия, в частности три гаубицы Д-30 и три самоходные установки «Акации», которые произвели около 600 выстрелов. Корректировщик, старший лейтенант Бабенко Иван, в критические моменты вызывал огонь орудий вплотную к своим позициям.
За ходом боя на отдалённой высоте пристально следило командование, включая командующего 40-й армией генерал-лейтенанта Бориса Громова, которому систематически докладывал обстановку командир 345-го опдп гвардии подполковник Валерий Востротин. Для обеспечения устойчивой связи с 9-й пдр был направлен самолёт-ретранслятор, который постоянно барражировал над районом боевых действий[3].
Итоги боя.
В результате двенадцатичасового боя захватить высоту не удалось. Понеся потери, достоверных данных о численности которых нет, моджахеды отступили.
В 9-й роте погибло 6 военнослужащих, 28 получили ранения, из них 9 тяжёлые.
Младший сержант В. А. Александров и рядовой А. А. Мельников посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
Артиллерия моджахедов действовала в основном с территории Пакистана. Также по показаниям командира 3-го пдб для переброски резервов и эвакуации раненых противник использовал вертолёты, в связи с чем командир 345-го опдп для противодействия вертолётам противника выделил батальону зенитно-ракетный расчёт ПЗРК[3].