Глобальная авиация останавливает свою деятельность из-за вспышки коронавируса и массово вводит ограничения на полеты. Перевозчики надеются сдержать таким образом распространение Covid-19, и многим авиакомпаниям потребуется помощь правительства. В крайнем случае в течение нескольких недель компании станут банкротами.
Авиакомпании по всему миру паркуют на стоянке самолеты, увольняют рабочих и делают все возможное, чтобы сохранить денежные средства на оставшиеся полеты во время вспышки, раз пандемия уничтожила глобальный спрос на услуги.
Что считают альянсы
Три крупнейших глобальных авиационных альянса - Oneworld, SkyTeam и Star Alliance призвали правительства «оценить все возможные средства», чтобы помочь отрасли. Они представляют более 58 ведущих мировых перевозчиков. Некоторые европейские авиакомпании уже обратились к правительству за помощью.
По данным консультационного центра CAPA по авиации, большинство авиакомпаний в мире обанкротятся к концу мая, если правительства не вмешаются в ситуацию.
«Чтобы избежать катастрофы, сейчас необходимы скоординированные действия правительства и отрасли, - говорится в отчете. - Денежные запасы быстро истощаются, поскольку самолеты почти не летают, рейсы выполняются гораздо реже, спроса на услугу нет».
Бюджетные перевозчики
Масштабы углубляющегося кризиса были подчеркнуты в понедельник, когда крупнейший в Европе бюджетный перевозчик Ryanair (RYAAY) заявил, что в ближайшие семь-десять дней большую часть своего флота он будет размещать на парковках.
«Социальные дистанционные ограничения могут сделать полеты во всех смыслах и целях непрактичными, если не невозможными», - заявила авиакомпания.
Также представители Ryanair добавили, что в настоящее время ожидается снижение процента занятости кресел на 80% в апреле. А как известно, авиакомпаниям нет смысла тратить столько денег на полеты, если они не окупаются.
«Спрос на международные авиаперевозки практически отсутствует», - заявили в воскресенье Scandinavian Airlines.
Крупные авиакомпании
Lufthansa, которая владеет национальными перевозчиками в Германии, Швейцарии, Австрии и Бельгии, заявила, что авиакомпании ведут переговоры со своими правительствами о том, чтобы получить государственную поддержку, если это станет необходимым.
Одна из дочерних компаний "Люфтганзы", Austrian Airlines, временно приостановила все рейсы, начиная с 19 марта.
Большинство крупнейших авиакомпаний мира объявили о резком сокращении расписаний и оставили на земле сотни самолетов. Сотрудникам было предложено уйти в неоплачиваемый отпуск, в то время как высшее руководство сокращает заработную плату из-за самого серьезного авиационного кризиса в истории.
American Airlines заявила, что сократит свою международную пропускную способность на три четверти с 16 марта по 6 мая. United Airlines заявила, что сократит полеты в два раза в апреле и мае, в то время как Delta уменьшит количество выполняемых рейсов на 40%. Это крупнейшие сокращения в истории компаний.
Американские и скандинавские авиалинии
В настоящее время правительства все чаще сталкиваются с просьбами авиакомпаний о финансовой помощи. Например, американские авиалинии обратилась с призывом о федеральной помощи на сумму около 50 миллиардов долларов.
Virgin Atlantic - британская авиакомпания, которая попросила сотрудников взять двухмесячный неоплачиваемый отпуск, заявила, что только авиационному сектору Соединенного Королевства потребуется государственная поддержка в размере от 5 до 7,5 млрд фунтов (от 472 млрд российских рублей).
В пятницу Norwegian Air заявила о том, что норвежская бюджетная авиакомпания нуждается в срочной помощи со стороны правительства, чтобы укрепить свои денежные позиции.
«Мы приветствуем тот факт, что правительство решило отменить налоги на авиацию в Норвегии, но, к сожалению, этого недостаточно, поскольку в данный момент мы находимся в очень сложной ситуации», - говорится в заявлении представителей перевозчика.
Далее компания заявила, что она будет постепенно отменять большинство своих рейсов и временно уволит 90% своей рабочей силы, или около 7300 человек.
«У европейской авиации опасное будущее, и совершенно очевидно, что для того, чтобы выжить, отрасли потребуется скоординированная государственная поддержка», - заявил шведский бизнесмен Йохан Лундгрен, генеральный директор бюджетной авиакомпании EasyJet.
Что говорит Международная ассоциация воздушного транспорта
На прошлой неделе Международная ассоциация воздушного транспорта заявила, что авиакомпаниям понадобятся «экстренные меры для преодоления кризиса», призвав правительства рассмотреть вопрос о расширении кредитных программ, сокращении затрат на инфраструктуру и снижении налогов.
Генеральный директор IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) Александр де Жуниак ранее поднимал вопрос о возможной прямой помощи правительства для авиакомпаний, аналогично тому, что произошло в Соединенных Штатах после терактов 11 сентября, когда федеральное правительство США помогло пятью миллиардов долларов, а 10 миллиардов долларов дало в виде кредита.
Как дело обстоит в России?
Российские аэропорты не выполняют зарубежные рейсы. Многие авиакомпании не летают даже из двух главных городов страны - например, авиакомпания "Россия" не летает в Санкт-Петербург как минимум до 7 апреля. S7 Airlines отменила свой ежедневный регулярный рейс в Москву. Также о прекращении всех полетов недавно сообщила авиакомпания "Победа", дочка "Аэрофлота".
Крупнейший профсоюз Великобритании обратился к британскому премьер-министру Борису Джонсону с призывом внедрить «срочный всеобъемлющий финансовый пакет» для покрытия заработной платы работников и предоставления кредитов авиакомпаниям и аэропортам, иначе «десятки тысяч рабочих мест» будут закрыты, а люди уволены.
Поможет ли помощь правительства?
Принимая решение о том, каким перевозчикам отдавать приоритет, правительствам Европы необходимо будет учитывать, какие авиакомпании играют жизненно важную роль в экономике. Это, скорее всего, известные на весь мир перевозчики, которые осуществляют рейсы уже больше 50 лет. Поэтому судьба бюджетных авиакомпаний не ясна.
Авиационный центр CAPA заявил, что кризис требует глобального скоординированного реагирования, но считает, что это вряд ли произойдет.
«Помощь будет осуществляться в основном отдельным национальным авиакомпаниям. Если мы все же попадем в такое положение, выход из кризиса будет похож на выход на жестокое поле битвы, усеянное потерями», - считают многие компании мира.
Лайфхак от канала Билет, Самолет, Отпуск: как слетать в отпуск совершенно бесплатно:
- Оформляете кредитную карту Tinkoff All Airlines по нашей ссылке и получаете год бесплатного обслуживания.
- Оплачиваете картой все-все-все и копите мили 1 миля = 1 рублю, за ваши любые покупки вам будет начисляться 2% кэшбэка, а за покупки по спецпредложениям вы сможете вернуть до 30%
- Все ваши накопленные мили вы сможете обменять на любой билет, любой авиакомпании.
Читайте также:
- Цены на авиабилеты бешено упали, но почему не время их покупать?