После распада улуса Джучи ("Золотой орды") молодое русское государство, формировавшееся вокруг Москвы, больше всего страдало от набегов крымских татар, применявших тактику "тала". Хотя и казанские татары тут "не зевали". При этом казанцам часто удавалось давать сдачи. "Русский князь, рыжий, как лис, все пожег, разорил..." - поется в татарском эпосе... С крымчаками и ногайцами, ставшими вассалами Оттоманской порты, расквитаться было сложнее.
После того как Крымское ханство разгромило в 1508 году волжскую "Большую орду", крымские татары и ногайцы занялись постоянными набегами на Литовское и Московское великие княжества. Эти набеги были отработаны до мельчайших деталей.
Выступали обычно осенью, когда был собран урожай. Каждый всадник брал с собой в поход двух-трех лошадей и много ремней и веревок. Крымско-ногайские всадники не носили защитного вооружения. Оружием были только лук со стрелами и сабля. Излюбленной дорогами служили так называемые "Муравский и Кальмусский шляхи", идущие по речным водоразделам.
Вначале вся масса конницы с максимально-возможной скоростью (чтобы опередить донесения разведки сторожевых отрядов) двигалась вместе. По мере приближения к выбранному району добычи "ясыря" - людей, коней и другого домашнего скота, разделялась на отдельные отряды - чамбулы.
Каждый чамбул старался максимальной быстро "прочесать" оговоренную заранее местность и с добычей вернуться к установленному месту сбора.
Из-за быстроты и маневренности татарской и ногайской конницы отразить такие набеги было очень трудно. В XVI-XVII веках по самым скромным подсчетам Московское государство потеряло убитыми уведенными в рабство не менее 2 миллионов человек. И это при всей численности его населения в 5-7 миллионов человек.
Набеги превратились в большую экономическую и политическую проблему. Оборонительные сооружения так называемых "зесечных черт" могли решить ее только частично. Фактически до конца XVII века Русское царство платила Крымскому ханству дань ("поминки"). Покорить же Крым преимущественно пешему русскому войску из-за бескормицы и отсутствия воды в степях Северной Таврии долгое время не удавалось. Да и перекопские укрепления, которые помогали туркам строить французские инженеры, долгое время считались неприступными.
Лишь после нескольких войн с Османской империей и завоевания территории Крымского ханства в 1783 году проблему татарских набегов удалось успешно решить. Это позволило Екатерине II и Григорию Потемкину хозяйственно освоить и заселить плодородные черноземные степи "Новороссии", основать новые города и порты на Черном море.
Грабительскими набегами и захватами невольников ("тала") промышляли не только степняки (тюрки-сельджуки, печенеги, половцы, татары, ногайцы) и жители трудно доступных лесных чащоб (литовцы), но и гордые "дети гор". Горцы, пасшие своих коз и овец на крутых склонах, всегда были беднее жителей соседних долин и предгорий и были не прочь поживиться за их счет. Это было удобно - совершить стремительный набег отрядом легкой конницы, и потом укрыться с награбленным и пленниками "под облаками", в неприступных горных селениях.
Иногда после серии успешных нападений горцам удавалось собирать большие армии, завоевывать и контролировать значительные территории. Достаточно вспомнить государства Гуридов (область Гур находится на северо-западных склонах Гиндукуша) или Газневидов (город Газни расположен в горах юго-восточного Афганистана). В периоды своего максимального расширения эти государства включали в себя помимо Афганистана, часть Средней Азии, северо-восток Ирана и северо-запад Индии (Пенджаб). Только Махмуд Газневи в начале XI века совершил 11 больших грабительских походов в Индию.
Среди горцев Кавказа главными любителями набегов на соседей были черкесы (адыги), чеченцы (начхо) и аварцы ("авар" по-ногайски - смелый, дерзкий). У черкесов, например, мужчины-воины по обычаю не могли вообще прикасаться к плугу, топору или лопате. Работать должны были женщины и захваченные в плен рабы-невольники. Объектами нападений были, как долины и предгорья Северного Кавказа, так и плодородные "холмы Грузии".
Справедливости ради нужно отметить, что в войнах на тотальное уничтожение "отметились" и европейцы. В частности испанцы (кастильцы, арагонцы и др.) на заключительном этапе "Реконкисты" в конце XV века вели типичную войну на истребление ("тала") против Гранадского эмирата. Достаточно сказать, что во время вторжений на территорию мавров они даже вырубали оливковые рощи (оливковое древо прежде чем оно начнет плодоносить нужно выращивать более 20 лет!). После взятие Гранады все мавры и евреи, не пожелавшие принять христианство были выселены за пределы Испании.
Поводя итоги следует сказать, что предпосылками к видению войны на основе тактики "тала" являются:
1. Отсутствие у территории, являющейся объектом набегов, естественных рубежей обороны (крупных рек, густых лесов, болот и т. п.)
2. Политическая раздробленность и военно-организационная слабость противника.
3. Наличие у активной стороны быстрых и маневренных войск, в первую очередь легкой конницы.
4. Наличие активно стороны недоступных для противника постоянных баз, где можно безопасно укрыть награбленное и пленников.