Найти тему
Another IT Story

Как не сдаться после первого спринта в Scrum?

Как провести первый Обзор и Ретроспективу Спринта? Что делать, если не выпустили Инкремент? Заметны ли результаты первого Спринта?

Как же быть командам, которые впервые столкнулись со Scrum и уже провели свой первый и такой непростой Спринт? В первую очередь - не сдаваться. Опыт крупных компаний (например, QIWI) подсказывает нам о том, что основным преимуществом гибких методологий является не только радость от быстро достигнутого положительного результата, но и очень важный полученный опыт отрицательного! Каждый из нас любит преподносить свою команду с положительной стороны, либо вовсе промолчать: но в Scrum команде нет место замалчиваниям - есть полезный опыт.

В предыдущей своей статье я уже описывал события Scrum - теперь расскажу более подробно про первый свой опыт Демо (Sprint Review) и Ретро (Sprint Retrospective).

Обзор Спринта (Sprint Review)

На четвертой неделе во вторник (стартовали первый Спринт во вторник третьей недели) мы начали подводить итоги. Демонстрацию проводили в составе всех ключевых сотрудников (stakeholders), Владельца продукта и Скрам-мастера без полного состава Команды.

Порядок действий при Обзоре Спринта:

  1. Рассматриваем первую задачу из колонки "Выполнено".
  2. Рассказываем кратко о чем была задача и как удалось её решить.
  3. Бизнес-заказчик уже заранее должен быть осведомлен об этой задаче и дополнительно при всех подтверждает её выполнение (в наш DoD входит принятая заказчиком задача).
  4. Далее аналогично пунктам 1-3 идем вниз по задачам в колонке "Выполнено".
  5. Как только выполненные задачи заканчиваются - перемещаемся в левую колонку "Проверка": здесь задачи, которые ждут подтверждения бизнес-заказчика. Как раз есть возможность задать ему дополнительный вопрос: можно ли считать задачу выполненной? Если да, то можем тут же ее переместить в выполнено. Если нет, то заказчик обязуется в разумные сроки предоставить ответ.
  6. Таким образом, двигаемся по доске по принципу: справа-налево, сверху-вниз. Рассказываем, что по задачам в работе, и по каким причинам еще нужно сделать часть задач.
  7. Завершаем Спринт в Jira и получаем отчет по результатам работы:

В отчете по спринту видно следующее:

  • задачи выполненные (выделены в отдельный раздел);
  • задачи не выполненные (выделены в отдельный раздел);
  • задачи удаленные из спринта (выделены в отдельный раздел);
  • добавленные в ходе работы над спринтом (помечены *);
  • задачи переоцененные, в которых изменилась оценка story points (помечены ->);
  • диаграмма сгорания задач содержит 3 линии (серая - идеальная кривая выполнения задач, зеленая - плановое время спринта, красная - потраченное время на задачи) и строится в часах по вертикали (закрытые часы по задачам).

По итогам спринта видно, что мы успели выполнить 34 story points. Много это или мало - пока не понятно. Цифру зафиксировали и бежим дальше.

Ретроспектива Спринта (Sprint Retrospective)

Как известно, Ретро (так называют Ретроспективу Спринта) - это событие для Скрам Команды: Скрам Мастер, Владелец продукта и Команда разработки. В этой встрече для всех членов Команды важно высказать обратную связь о проделанной работе, указать на моменты для улучшения и рассмотреть общие показатели эффективности работы.

Проблемы

  1. отвлечение Команды Разработки внешними заказчиками;
  2. отсутствие дисциплины на событиях Скрама;
  3. отсутствие слаженности действий;
  4. концентрация и ожидание принятия решения Владельца Продукта и Скрам Мастера;
  5. Product Backlog Refinement получился чуть более 30%.

Решения

  1. дополнительный инструктаж всех ответственных лиц со стороны заказчика и работа с Командой на предмет перенаправления обращений в поддержку или на Скрам Мастера;
  2. встреча должна быть в изолированном от внешних факторов помещении, без телефонов и "на ногах";
  3. каждый должен понимать и нести ответственность за свой функционал, и когда работа передается следующему - не бросать её, а удостовериться в её понятной передаче;
  4. самоорганизация должна прокачиваться, нельзя ждать принятия решения одного человека (руководителя): либо двигаешься дальше, либо принимаешь решение сам, либо получаешь совет от другого доступного участника команды - важно не терять время;
  5. основное Уточнение Бэклога Продукта должно быть проведено еще до начала Спринта, поэтому важно прорабатывать задачи более подробно на планировании Спринта, а далее - небольшие допустимые уточнения до 10% от общей оценки Спринта.

Положительный эффект

  • командный дух - усиливается, что доказывает заинтересованность Команды по отношению к Целям Спринта;
  • человек с опытом или знаниями в Scrum - очень важная персона в построении Agile-методологии, потому что постоянно у всех возникает много вопросов и есть соблазн скатиться в обычный водопад, либо изобрести свой Скрам
  • эмпиризм - важнейшая часть в работе по Scrum-методологии, так как с каждой подножкой, которую тебе подставляют, Скрам Мастер и его команда становится сильной и продвинутой.

Подведем итоги

  1. Обзор Спринта - это в первую очередь демонстрация проделанной работы за тот короткий промежуток времени, который Команда взяла для Спринта. Делитесь не только успехами, но и поражениями - важно быть открытыми для всех в компании.
  2. Ретро - одно из важнейших событий в Скраме, которое каждый Спринт усиливает вашу Команду. Создавайте непринужденную обстановку и дайте возможность всем высказаться - Команда сама расскажет их критерии успеха.
  3. За Инкремент всегда приходиться сильно бороться, и Scrum Guide не обязывает Команду выпускать его каждый Спринт. Возможно, готовый прирост Продукта потребует нескольких Спринтов - важно достигать Цели Спринта и на этом стоит концентрироваться.
  4. Результат первого Спринта не всегда может быть заметен, но все это опыт и только эмпирическим путем Команды достигают успеха. В моей Команде был виден небольшой положительный эффект уже на первом Спринте, к тому же у людей со стороны появилось понимание нашей деятельности.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц