Приветствую, дорогой читатель и зритель! По части хороших криминальных триллеров 2019-й год вышел довольно наполненным. Был «Текст», о котором мы недавно говорили, а также свет увидели картины «Бык» и «Сторож». Внезапно 27 февраля 2020-го на экраны кинотеатров выходит лента «Зима» от режиссёра Сергея Черникова, которая также числится как произведённая в 2019-ом. В интернете мало информации по данной картине, она не пиарилась и не потчевала на лаврах рекламы в телевизоре. Получилось ли у «Зимы» встать в один ряд с вышеупомянутыми произведениями?
Александр (Игорь Петренко) со своим отцом по пути домой заезжают на заправку, где происходит встреча с местными бандюганами. В итоге отец погибает, а Саша с тяжелыми ранениями поступает в госпиталь. Пожалуй, это всё, что стоит знать о сюжете картины. И как пелось в одной известной рок-песне: "Дальше действовать будем мы"...
Визуальный ряд
Иногда происходит так, что взяв в руки новую книгу, не ожидаешь от неё какого-либо творческого изыска. А она, внезапно, оказывается почти совершенством. «Зима» даёт тот же эффект. В начале, когда Александр с отцом едут в Ниве, зрителю сложно предугадать все те старания, которые были вложены в картину. А тут есть и реальные взрывы, и ходьба босыми ногами по снегу, и неплохие сцены с драками, а на закуску кадры подо льдом. Почти всё из этого снималось максимально натуралистично. Графикой в фильме не пахнет, а вот хорошим подходом к эффектной съёмке вполне себе воняет. В хорошем смысле. Ну, не могу я пройти мимо таких стараний. +1 балл.
Атмосфера
Работу художников также можно считать успешной. «Зима» получилась довольно мрачным триллером с Финчеровскими оттенками. Причём фильм очень заметно поглядывает в сторону 90-х. Местные главари ОПГ, которые могут порешать все проблемы, очень походят на корешей из тех времён. Все вопросы они урегулируют путём связей и бабла. Показаны они довольно шаблонно, но всё же - веришь. Как и веришь в шпану в лице Петрова и Павленко. Единственное, что не вызывает доверия - это смена кадра в момент удара, но об этом позже. За зимний антураж и кровяной напалм картина получает +1 балл. Вы же простите? Ну, почти же в рифму.
Вот и всё что было-
Не было и нету.
Все слои размокли.
Все слова истлели.
Всё как у людей.
Музыкальное и звуковое сопровождение
А ведь почти единичка... В фильме мне послышались лишь две композиции. Одна использована очень грамотно - это песня «Всё как у людей» за авторством Егора Летова в исполнении Синекдоха Монток. Под эту песню герой Игоря Петренко подготавливает себя к мести, пиля обрез (догадываетесь, думаю, к кому данная отсылка). Также под данную композицию зрителю выдают последние сцены в фильме, которые становятся ещё крепче. Это всё, конечно, хорошо. Но что со вторым треком? А ничего. Это просто клубная бубнилка, которая отлично подойдёт в качестве минуса для рэпа. Включается она в экшен сценах и своим присутствием подбивает всю атмосферу. Совершенно неудачный выбор второй композиции. И я бы поставил «Зиме» единичку, если бы не один маленький нюанс. Где оригинальный голос Трибунцева? Зачем его переозвучали? Это настолько выбивает из колеи, что ловите 0 баллов.
Актёрская игра
Слабенькие работы актёров второго плана и неплохая игра главных действующих лиц, но... Но она просто неплохая. Нет здесь чего-то выдающегося, каких-нибудь откровений. Около хороший отыгрыш, не более того. Игорь Петренко показывал мстительного стрелка. Кряхтел и пыжился от боли он довольно отлично, а также успел побегать с сверкающими пятками по снегу. Далее, Александр Петров. Видно, что старался, но иногда играл лишнего. Также как и Петренко - он пыжился и кряхтел от боли. Вообще, они вдвоём наполучали по лицу за весь фильм так много, как никогда за всю свою карьеру. Ну и в завершение можно сказать о Тимофее Трибунцеве, который весьма убедительно показал оперуполномоченного в звании майора. В его хитрые замыслы веришь. Хочется, правда, чтобы его было больше на экране, но и на том спасибо, что он хотя бы раскрывается как персонаж. Все остальные работы не впечатлили. По итогу получаем ни хорошо, ни плохо. С длинной такой натяжечкой ставлю картине +1 балл.
В стоптанных ботинках
Годы и окурки
В стираных карманах
Паспорта и пальцы
Всё как у людей.
Операторская работа и монтаж
Почему почти всегда всё именно так? Когда всё хорошо с операторской работой и монтажом, то с визуальным рядом дела обстоят плохо. Либо же наоборот. Нет этому объяснения. Монтаж у ленты получился обычным. Нет каких-то жутких косяков, также как и нет изюминки. Просто ровная склейка кадров и всё тут. Зато у операторов не получилось снять хорошие сцены. Совсем. Совсем не получилось. Почти все драки в картине имеют съёмку с нескольких ракурсов. Представьте, что Вы тщательно наблюдаете за ножом в руке героя (ведь операторы сами неоднократно показали нам этот нож). И вот наш самурай замахивается, чтобы нанести режущий по недоброжелателю. Но в момент удара нам вдруг показывают съёмку с другого ракурса. То есть до этого шёл длинный кадр, а тут резкая смена плана. И так происходит почти на каждый удар в этом фильме. Что хочу сказать - в «Зиме» либо очень хромает режиссура, либо всё же операторы постеснялись поработать. Я просто не знаю, куда ещё можно приписать данный минус, поэтому 0 баллов.
Уникальность
Как выглядел бы «Брат» в 2019? Посмотрите «Зиму» и поймёте всё сами. 0 баллов.
P.S. Я ни в коем случае не приравниваю их, а то сейчас начнётся бомбёжка. Это был намёк на то, что картина играет на тех же мыслях и образах, что и «Брат». То бишь, «Зима» не блещет оригинальностью.
Резвые колеса
Прочные постройки
Новые декреты
Братские могилы
Всё как у людей.
Сюжет
Экспозиция. Картина имеет всё, чтобы понравится зрителю, и в то же время ничего. В чём же весь сыр-бор? «Зима» имеет отличное и незамысловатое начало. Нам показывают простенький, но душевный разговор отца с сыном. Они едут в машине куда-то и для чего-то, рассуждая на разные темы. За этим приятно наблюдать. Отличная открывающая сцена. Дальше нас ждёт убийство без определённого мотива и главная тема фильма - месть. В целом, начало приятное и удивительное. +1 балл. Но что же нас ждёт дальше?
Развитие. Но чем дальше зритель погружается в действия картины, тем больше головных болей мы схватываем. Каждые 5 минут ленты на нас высыпается вагон ненужной информации. Какие-то бывшие связи, какие-то тёрки, какие-то лишние персонажи. Если выбросить всё это из фильма, то останется приятный триллер про месть. Но авторы видимо посчитали, что зрителю важно знать, кто главный герой. Здесь все считают его сверхважным человеком на Земле, но на деле это не даёт ему вообще ничего в фильме. Тогда зачем эта информация? Почти всё, сказанное в «Зиме», мусор. Если его выкинуть, то это никак не повредит главной сюжетной линии. И самое главное - здесь много чего сказано, но мало чего объяснено. 0 баллов.
Кульминация. Нас ждёт интересно поставленная экшен-сцена в конце фильма, а также маленький такой твистик. И то, твист Вам будет только в том случае, если Вы активно вслушивались в каждую речь бандитов. Финал не проредил ряд вопросов, оставленных лентой. То есть, если Вас мучает вопрос "кто же всё-таки главный герой?", то ответа можете не ждать. Кульминация получилась средненькой, но всё же один нюанс не даёт мне покоя, потому я и не могу поставить единичку... Почему убивает не лом, а удлинитель? Ну, если Вы смотрели фильм или же собираетесь, то поймёте, о чём я. 0 баллов.
Общие аспекты. Персонажи хоть и немного глуповаты, но за ними интересно наблюдать. И я сейчас не про второстепенных, а именно про основных героев. Диалоги выглядят живыми. Заслуга сценаристов или актёров - знать мне не дано. Но факт остаётся фактом - слушать местную речь довольно интересно. Да, бывает, что в диалог влезает какое-нибудь слово, которым обычно пользуется гопота. Но в некоторых моментах это даже придаёт картине некий шарм. +1 балл.
Вот и всё что было-
Не было и нету.
Правильно и ясно.
Здорово и вечно.
Всё как у людей.
Вердикт
Отвечаю на самый первый вопрос в рецензии: "Не удалось". «Зима» вышла фильмом с душой, но с очень вялым и плохим сценарием. Здравая идея и более простенький натюрморт могли бы смотреться намного лучше. Но вместо этого из картины пытаются сделать целый пейзаж, наполненный упоминанием обо всём. И всё же, кино может оставить приятный эмоциональный отпечаток. Некоторые кадры очень сильно играют на ностальгии, либо сняты настолько старательно, что хочется их пересматривать. «Зима» получает от меня 5 баллов из 10. Криминальный триллер на один раз. У меня всё.
Карта канала «Кинотаурус»
Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛