Найти в Дзене

1-й день карантина: как мы развлекаемся

На "карантине" мы оказываемся часто. Например, этой зимой болели 4 раза - и подолгу. Выходили погулять эпизодически. Так что нам не привыкать: дома - так дома.

Решили устроить с дочкой поэтический марафон: каждый день пишем по одному стихотворению. Чтобы было проще, решили писать о цветах. (В конце концов ведь и Пушкин начинал когда-то с лицейской розы!)

Я не сторонница формального подхода к поэзии. Не люблю, когда смысл "подгоняется" под требования рифмы. Поэтому начинаем путешествие в поэзию с уроков созерцания:

1. На что похож цветок?

2. Как он пахнет?

3. Какой у него характер?

4. Печаль или радость чувствуешь, когда на него смотришь?

Пусть ребёнок спонтанно выплёскивает весь поток ассоциаций. Например, одуванчик - какой?

Художник З. Ведешина
Художник З. Ведешина

Жёлтый, пушистый, живой, вольный, лохматый, первый, терпкий, мягкий, добрый... А ещё у нас есть трёхлетний братик, который предложил вариант: "Бедный, хухлявый, милый". Слово "хухлявый" мне очень нравится, оно такое непричёсанное и выразительное! Прямо как одуванчик.

Когда определились с описанием, выбираем из всего множества определений самое яркое. На его основе создаётся образ. То есть, просто жёлтый одуванчик - это неинтересно, как заставка на рабочем столе, а вот "хухлявый, бедный, милый" - настоящий образный ряд, намекающий на сходство цветка с белобрысым сельским мальчишкой (возможно, сиротой). Мне, например, почему-то вспомнился Ванюшка из "Судьбы человека" (Ваня - одуванчик).

Кадр из кинофильма "Судьба человека" по одноимённой повести М. Шолохова
Кадр из кинофильма "Судьба человека" по одноимённой повести М. Шолохова

Когда образ найден, пора его "упаковывать": подбирать музыку (ритм), искать (или не искать) рифму. Чтобы не калечить регулярной рифмой, можно потренироваться писать хайку или белые стихи. Но вообще детям рифма нравится, они любят, чтобы "было складно". И в таком случае можно им рассказать, какой бывает рифма. (Об этом у нас на канале есть отдельная статья: "Какие бывают рифмы"). А можно и не рассказывать (зависит от возраста и темперамента вашего поэта).

Бывает, что музыка приходит первой. Так было у Винни-Пуха, который просто гулял по лесу и слышал сначала "Па-рам-пам-пам, па-рам-пам-пам, пам-пам-пам-пам-па-рам-пам", а уж потом подбирал к этому ритму (четырёхстопному ямбу) слова. Если вы часто читает вслух стихи, поёте, слушаете музыку, проблем с этой стороной дела у ребёнка точно не будет.

Предложите наложить придуманный образ на ритм песенки Винни-Пуха. Может получиться, к примеру, так:

Расцвёл сегодня во дворе

Пушистый одуванчик...

И сразу вопрос: надо обязательно придумать рифму к "во дворе"?

-4

Тогда что - врать? Говорить, что он вырос "на горе" (хотя на самом деле - возле скамейки), или что он "сияет в серебре" (хотя нет ни инея, ни росы)? Нет, врать для красного словца не стоит. Если адекватно смысла не находится (ну, например, что он по нраву детворе), лучше обойтись без рифмы, тем более, что 1-ю и 3-ю строчку можно не рифмовать.

Делаем акцент на 2-й и 4-й.Тем более, что сходство с мальчиком мы уже нашли:

Стоит и смотрит на меня,

Как незнакомый мальчик.

Дальше нужно развить сюжет. Чего этот незнакомый мальчик хочет? Что чувствует? А что чувствует ребёнок?

Он притаился, как чужой,

Но мы уже знакомы.

Скажу: "Не бойся, золотой,

Расти и будь как дома!"

Художник Д. Золан
Художник Д. Золан

Теперь прочитаем оба четверостишия вместе:

Расцвёл сегодня во дворе

Пушистый одуванчик.

Стоит и смотрит на меня,

Как незнакомый мальчик.

Он притаился, как чужой,

Но мы уже знакомы.

Скажу: "Не бойся, золотой,

Расти и будь как дома!"

Тут нам не понравилась первая строчка. Второе четверостишие полностью рифмованное, а в первом только одна пара рифм. Да и "во дворе" царапает слух, надо как-то мягче, одуванчик ведь пушистый!

И мы решили переделать:

За старой лавочкой у пня

Родился одуванчик.

Он встал и смотрит на меня,

Как незнакомый мальчик.

Он притаился, как чужой,

Но мы уже знакомы.

Скажу: "Не бойся, золотой!

Расти и будь как дома!"

Строго говоря, рифма "чужой-золотой" такая неточная, что это почти и не рифма, а какая-то улетающая в синее небо одуванчиковая пушинка, зато она передаёт хрупкость момента.

Вот, кстати, обои для рабочего стола, доказывающие, что и они могут быть больше чем обоями
Вот, кстати, обои для рабочего стола, доказывающие, что и они могут быть больше чем обоями

Думаю, для начала неплохо. А что написала дочка без моей помощи, покажу в следующий раз. Оставайтесь с нами!